Финансовые советы

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

В головах российских чиновников снова появились шальные мысли о корректировке пенсионной системы. К счастью, о системообразующих изменениях речи не идёт. Обсуждают изменение механизма единовременных выплат накопительной пенсии.

Пенсионный фонд предложил увеличить в 2,4 раза пороговую сумму пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер будет получать их все единовременно, а не в виде ежемесячных выплат.

Сейчас выходящие на пенсию граждане получают пенсионные накопления единовременной выплатой, если рассчитанная для них накопительная пенсия меньше 5% от трудовой пенсии по старости.

Если предложение будет реализовано, доля выходящих на пенсию россиян, которые получат накопительную пенсию в виде единовременной выплаты, возрастет. Инициатива Пенсионного фонда обсуждается профильными ведомствами и, надо сказать, единодушной поддержки её нет.

Манипуляции с пенсионной системой — излюбленное занятие российских властей. Давайте вспомним, как менялась пенсионная система в России в последние десятилетия.

В Советском союзе пенсии выплачивались из общественных фондов потребления, которые формировались силами государственного бюджета и отчислениями предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли).

К слову, дореформенные возрасты выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) были установлены в 1930-х годах. Советские правители не меняли этих планок, считая, что ранний выход на пенсию гарантирует терпимое отношение населения к небольшому размеру выплат.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

  • На протяжении всего периода существования СССР тарифы отчислений для предприятий практически не менялись, из-за чего государству приходилось наращивать свою долю финансирования, чтобы обеспечивать рост пенсий.
  • К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%.
  • По мере появления в стране частного сектора экономики стало очевидно, что часть населения оказалась за бортом пенсионной системы, поскольку занятые на частных предприятиях граждане или индивидуальные предприниматели не имели права на пенсию.
Читайте также:  Бесплатные сервисы для трейдеров и инвесторов

В 1991 году СССР официально перестал существовать как государство. Командно-административная экономика и авторитарный режим ушли в прошлое. В стране провозгласили демократический политический строй и рыночную экономику.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

В этой связи пенсионная система была реформирована. В ноябре 1990 года был принят закон «О государственных пенсиях в РФ», который установил два вида пенсий — трудовые и социальные.

Согласно новому законодательству страховые пенсионные взносы для работодателей увеличились до 28% от фонда оплаты труда (для трудовых пенсий). Финансирование из государственного бюджета сохранилось как знак того, что экономика по-прежнему остаётся социально ориентированной.

В декабре 1990 года был основан Пенсионный фонд России — в качестве государственного внебюджетного фонда для управления средствами пенсионной системы.

В 2020 году со дня основания ПФР исполнится 30 лет: за эти годы эффективность управления пенсионными сбережениями россиян наглядно проявилась разве только в помпезных зданиях ПФР по стране, которые сильно диссонируют с благосостояниям отечественных пенсионеров.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

Нужно сказать, что в 90-е государству было очень трудно держать пенсионную систему на плаву в свете экономического коллапса: гиперинфляция, спад в экономике, резкое падение производительности труда на фоне массового закрытия производств, падение доходов государственного бюджета, а также рост неплательщиков-уклонистов пенсионных взносов среди предприятий из-за макроэкономического кризиса. Поэтому выплату пенсий постоянно задерживали. Государству было тяжело выполнять свои социальные обязательства.

В марте 2000 года в должность президента вступил Владимир Путин, открыв новую страницу в истории России.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

В 2002 году произошла реформа пенсионной системы, которая ввела дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Отныне трудовая пенсия по старости разделилась на страховую (или распределительную) и накопительную.

Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Ставку отчислений в ПФР для работодателей установили на уровне 22%.

Накопительная пенсия формируется за счёт взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительной частью пенсий россиян стали управлять Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и Управляющие компании (УК). Эта часть пенсии не тратится на текущие выплаты пенсионерам и аккумулируется на личном пенсионном счёте застрахованного лица.

Важный момент: накопительная пенсия выплачивается только тем гражданам, которые получили право на выплату страховой пенсии по старости.

https://www.youtube.com/watch?v=UMdHfdv24jU\u0026pp=ygVf0JrQsNC6INC80LXQvdGP0LvQsNGB0Ywg0L_QtdC90YHQuNC-0L3QvdCw0Y8g0YHQuNGB0YLQtdC80LAg0YEgMTk5MSDQuCDQtNC-INC90LDRiNC40YUg0LTQvdC10Lk%3D

После мирового кризиса 2008 года, который затронул и Россию, началась волна банкротств Негосударственных пенсионных фондов.

На фоне кризиса государство национализировало отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы.

По факту: государство присвоило себе накопительные пенсии россиян, мотивировав это тем, что изъятые сбережения пойдут на выплату страховой пенсии нынешним пенсионерам.

Очередная реформа грянула в 2015 году. Пенсию по старости окончательно разделили на страховую и накопительную (последнюю сделали добровольной). До конца 2015 года каждый гражданин, родившийся после 1967, должен был выбрать, будет ли он формировать накопительную часть вместе со страховой или только страховую.

С 2015 года начал повышаться минимальный трудовой стаж, необходимый для получениям пенсии по старости. К 2024 году он должен составить 15 лет.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

Кроме того, ввели такое понятие, как индивидуальный пенсионный коэффициент, который исчисляется в баллах. Пенсионный коэффициент зависит от стажа работника и уровня зарплаты, с которой производятся отчисления.

К 2025 году минимальное значение коэффициента, необходимого для получения права на страховую пенсию по старости, достигнет 30 баллов.

От того, какая сумма баллов у вас наберется к моменту выхода на пенсию, будет зависеть размер страховой части пенсии.

Таким образом, для того, что иметь право на страховую пенсию по старости в 2025 году, россиянам нужно будет отработать 15 лет и накопить минимум 30 баллов.

В свою очередь, величина накопительной части зависит от уровня ставки ежемесячных отчислений и инвестиционных способностей выбранного НПФ (или УК).

Демографический спад 90-х годов рано или поздно должен был дать о себе знать. Примерно с середины нулевых демографы стали активно предупреждать, что примерно к 2020 году количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

Проблему превышения количества пенсионеров над трудоспособным населением государство решило кардинально — повышением возраста выхода на пенсию. С 1 января 2019 года возраст выхода на пенсию по старости будет постепенно повышаться для женщин до 60 лет, для мужчин — до 65.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

Правительство и президент назвали данную реформу «выстраданной» и приняли ряд смягчающих мер (например, увеличили пособие по безработице, ужесточили ответственность работодателей за увольнение людей предпенсионного возраста). Однако доверие населения к власти серьёзно пошатнулось, что сказалось на рейтингах президента и других первых лиц государства, также упали электоральные позиции правящей партии.

«27 лет пенсионных реформ»: история пенсионных изменений в РФ

Каждый, кому повезло в здравом уме и светлой памяти прожить последние 27 лет после развала Союза и обретения Россией государственного суверенитета, прекрасно помнят о бесчисленном количестве реформ, внедренных за это время. Бесспорным лидером реформирования, конечно же, стала многострадальная пенсионная система.

На протяжении всех этих лет не проходило и года, чтоб условия назначения пенсий так или иначе не менялись: от 1990 года, коим и датируется появление принципиально новых государственных пенсий, и до 2017 года, с которого был дан старт невиданного ранее для отечественных пенсионеров повышения возрастного пенсионного ценза.

В общем же, по нашим подсчетам, за это время можно выделить семь главных этапов реформирования. Каждый из них выполнял собственную функцию и преследовал собственные цели, но все они преподносились общественности в качестве единственно верной панацеи.

Само собой, что без них никуда – переход к рыночной экономике требовал совершенно иных источников финансирования. Однако за 27 лет реформ стабильно функционирующей и действенной модели найдено так и не было. Сколько еще новаций ждет пенсионную систему, боимся, не ответит никто.

Мы же решили составить краткий календарь пенсионных реформ, который нам уже повезло пережить.

1990 год. Пенсия выполняет страховые функции

Новая история российских пенсий берет свое начало в 1990 году, с момента принятия закона о госпенсиях. Документом вводилось 4 вида пенсий, вызванных старостью, инвалидностью, потерей кормильца и выслугой лет, что было под копирку перенесено с советской модели.

Но были и принципиальные изменения, например, изменился источник финансирования: вместо бюджетных денег, пенсии стали выплачивать из средств, совокупно аккумулируемых за счет отчислений работодателей и работников. Таким образом, российская пенсионная система получила страховой статус.

Для администрирования платежей и управления всей этой денежной массой был учрежден ПФР.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

Новый закон предполагал внедрение новой формулы расчета пенсий: в страховой стаж входил не только период работы, но и перед вынужденного отсутствия – службы в армии, декрета, ухода за больными и т.д; сама же пенсия рассчитывалась за любые 5 лет труда. Кроме того, введен минимальный предел назначения пенсий, обозначенный прожиточным минимумом и институт индексации пенсий.

1992 год. Рождение НПФ

К удивлению автора этих строк, НПФы родились гораздо раньше, чем в обществе зародился класс граждан, способных самостоятельно откладывать себе на пенсию. И действительно, НПФы появились в 1992 году в результате выхода соответствующего президентского указа.

И как оказалось, интерес в определенных кругах действительно – за следующие 2 года в России появилось около 350 подобных организаций, привлекающих накопления на старость от населения.

Ввиду возросшей популярности таких организаций, возникла необходимость в контроле над ними, в результате чего была создана Инспекция НПФ, которая правда на сегодня уже упразднена.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

Стоит отметить, что уже тогда негосударственная пенсия воспринималась в качестве дополнительного источника финансирования, в качестве бонуса к государственной пенсии.

При этом накопления принимались как от организаций, дополнительно финансирующих пенсии собственных сотрудников, так и от самих граждан. Федеральный закон, регулирующий деятельность фондов, появился лишь через 6 лет, когда стала понятна роль НПФов в финансировании будущих пенсий.

Главным в этом всем можно считать появление законодательного закрепления обязательств фондов перед его участниками.

1995 год. Первая реформа

В 1995 году в правительстве впервые заговорили о несовершенстве действующей пенсионной системы. В результате кабмин разработал и принял «Концепцию реформы», результатом которой должно было стать создание 3-уровневой системы пенсий:

  • Социальная пенсия являлась «фундаментом» – ее предлагали выплачивать всем без исключения россиянам, достигшим пенсионного возраста и оставившим трудовую деятельность. Ее размер был фиксированным для всех, независимо от стажа, льгот, места работы, зарплаты и иных особенностей. Единственное, что учитывалось – ранее установленный минимум для пенсий.
  • Страховая пенсия стала одним из главных инструментов финансирования жизни пенсионеров. Она, по задумке авторов реформы, предполагала учет участия в страховой системе каждого отдельного получателя пенсии. Именно тогда было решено учитывать продолжительность работы и размер личного взноса каждого гражданина.
  • Накопительная негосударственная пенсия воспринималась в качестве бонуса, который добавлялся к двум другим пенсия. Само собой, что финансировать собственную дополнительную пенсию могли лишь единицы.

В целях реализации предложенных мер, Пенсионный фонд стал собирать персональные данные граждан и фиксировать отчисления каждого из трудящихся. Собранные данные фиксировались на индивидуальном страховом счету, благодаря которому каждый мог при необходимости узнать о размере пенсии, на которой он на момент запроса мог бы претендовать.

2002-03 годы. Вторая пенсионная реформа

После 00-х была предпринята новая попытка реформировать российские пенсии.

В кабмине провозгласили переход от солидарной системы к распределительной, согласно которой все собранные деньги не распределялись между пенсионерами, как это было до этого, а формировались в системе страхования, исходя из размера, рассчитанного по специальной формуле. Трудовую пенсию тогда решили рассчитывать по двум составляющим: страховой и накопительной. Страховую часть считали исходя из отработанного стажа и размера страховых взносов, внесенных на каждого из трудящихся, с учетом минимума, закрепленного законом за каждым застрахованным. Накопительную же часть ввели лишь для граждан, которые родились после 1967 года – в нее вошли часть уплачиваемых страховых взносов и доход, полученный от их инвестирования.

2008 год. Первое софинансирование пенсий

Уникальная для российского рынка программа софинансирования пенсионных выплат за пределами пенсионной системы впервые появилась еще в 2008 году. Суть ее была в удвоении государством тех взносов (в пределах 12 тыс.

в год), которые добровольно внесет гражданин, на протяжении десяти лет с момента вхождения в программу. Минимальный годовой платеж со стороны участников не мог быть ниже 2 тыс. рублей, максимальный предел ограничен не был.

Возможность участия в качестве третьей стороны получал работодатель страхователя. Принять участие в программе, которая получила название «1000+1000», можно было до начала 2015 года.

С начала 2015-го прием в нее закрыт, однако около 16 млн россиян остаются активными участниками данного софинансирования.2013-15 годы. Третья реформа: «Глобальная»

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

В конце 13-го года парламент принял новый закон о страховых пенсиях, который смог стать отправной точкой в новой реформе отечественных пенсий. До конца 15-го года была продлена возможность определиться с накопительной частью пенсий: или 6% или отказ от нее.

Знаковым моментом стал отказ от рассылки писем с результатами накоплений – теперь узнать  объем накоплений на своем пенсионном счету предлагалось через сайт госуслуг.

В число приятных новостей вошло повышение страхового тарифа для ИП на 100% — с начала 2014 года им необходимо было уплачивать около 33 тыс. рублей в год.

Знаковым событием 2014 года стала заморозка пенсионных накоплений, продолжающаяся и по сей день. Причем даже для тех, кто выбрал в качестве тарифа накопительный вариант пенсии. Эта мера ежегодно дает сэкономить свыше 400 млрд рублей. В 2015 году закон о страховых пенсиях заработал в полную силу, в результате чего появились пресловутые страховые баллы.

С тех пор пенсия россиян формируется не в деньгах, а в баллах, стоимость которых ежегодно меняется. Причем на конвертацию этих самых балов в рубли можно рассчитывать не ранее выхода на пенсию. Кстати, к выходу на пенсию каждому нужно иметь минимальное количество баллов, определенное законодательством – к 2025 году оно должно достигнуть минимума в 30 баллов.

Если накопленных баллов будет недостаточно, выход на пенсию придется отложить или на 5 лет, или как минимум до того момента, пока количество баллов не достигнет необходимого.

Кстати, предложен и вариант осознанной отсрочки пенсии – в таком случае гражданин может рассчитывать на «премиальные коэффициенты»: 5 лет отсрочки в совокупности дают повышение пенсии на 35-40%, плюс заработанные дополнительно пенсионные баллы.

2017 год. Пенсионный возраст и новые накопления

На протяжении всего 2016-17 годов вопрос повышения пенсионного возраста не перестает быть главной темой для обсуждения, если тема касается пенсионной системы.

И хоть многие чиновники отрицают возможность поднятия ценза, начало, собственно говоря, уже положено – с января пенсионный возраст начал расти у госслужащих. Ежегодно он будет увеличиваться на полгода, пока не достигнет 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Похожего шага в ближайшее время ожидают и в массовом порядке – по мнению аналитиков, этим вопросом активно займутся после президентских выборов 2018 года.

Второй главной темой 2018 года стала разработка Центробанком и Минфином системы Индивидуальных пенсионных накоплений, которые должны быть внедрены уже в 2017 году. По сути, данная система должна прийти на замену замороженной накопительной системе. Хотя сами ее нормативы и отличаются в корне.

В частности, гражданам предлагается самостоятельно собирать себе на пенсию, откладывая из собственной зарплаты от 1 до 6% в месяц.

Участие в программе преподносится как добровольное, однако подключение к ней будет автоматическим, и если гражданин не изъявит желание отключиться, удержания с его зарплаты ежегодно будут расти, пока не достигнут 6%.

И это, очевидно, далеко не все изменения в пенсионной системе, которые ждут нас в ближайшее время.

Разместить резюме Добавить вакансию

Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Справка! Величина пенсионного обеспечения каждого россиянина зависела как от его рабочего стажа, так и от средней зарплаты.

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части.

Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан.

В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам.

Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

https://www.youtube.com/watch?v=UMdHfdv24jU\u0026pp=YAHIAQE%3D

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).

Как менялась пенсионная система с 1991 и до наших дней

Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Пенсионные реформы в России – хронология по годам

Пенсионные реформы – одни из самых неоднозначных в нашей стране. Изменения происходят слишком часто, люди не успевают к ним привыкнуть и, как следствие, многие перестают доверять отечественной пенсионной системе вообще.

Проследим, как менялось пенсионное законодательство за последние 30 лет – и к чему это привело.

???? Пенсионная система СССР и России

Советская пенсионная система совсем не была похожа на нынешнюю. Пенсионного фонда – такого, как сейчас – в те времена не было. Пенсионная система СССР формировалась из двух источников.

Первый и основной – это союзный бюджет. За выплату пенсий в требуемом объеме отвечало государство, и оно же гарантировало выплату этих пенсий из госбюджета.

Пенсионный возраст тогда составлял 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Вторым и дополнительным пенсионным источником был фонд социального страхования, куда поступали отчисления из фонда зарплаты предприятий. Ставка зависела от сферы деятельности, но была небольшой – от 4 до 12%.

Можно сказать, что фонд социального страхования был неким посредником – аналогом нынешнего Пенсионного фонда. Но это лишь формально, поскольку пенсионное обеспечение, в первую очередь, являлось социальной гарантией государства.

Тем более экономика была иной, и все предприятия были государственными.

В современной России подход к пенсиям принципиально другой.

Если в СССР пенсия у большинства людей была одинакова (не будем брать «северные» пенсии и прочие исключения), то в России потребовалось придумать систему, которая давала бы социальные гарантии для людей с низкооплачиваемыми профессиями и позволяла бы связать размер пенсии с размером зарплаты для людей с высокооплачиваемыми профессиями.

Российская пенсия состоит из трех частей:

  • базовая – фиксированная часть, не зависящая от размера зарплаты и длительности страхового стажа;
  • страховая часть – непосредственно зависит от зарплаты гражданина. Чем выше зарплата, тем выше и платеж с нее, который поступает в страховую часть;
  • накопительная – является разновидностью страховой части, инвестируется в различные финансовые активы для получения инвестиционного дохода, который скапливается на лицевом счете гражданина.

Также сегодня россияне имеют возможность копить на старость, пользуясь услугами различных НПФ (негосударственных пенсионных фондов). В СССР ничего подобного не было.

Сколько пенсионных баллов можно получить в отпуске по уходу за ребенком, во время службы в армии и других периодахЧитатьКто пойдет на пенсию в 2021 году. График выхода по годам рождения для мужчин и женщинПодробнееНа какую пенсию могут рассчитывать ИП. Считаем выплатыСмотреть

Всегда ли государство платило пенсии

Нет, такое было не всегда. Пенсии для городских служащих и рабочих появились только в 1937 году. Но тяжелее всего пришлось колхозникам. Им не платили пенсий вплоть до 1964 года, пока не был принят закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов».

Пенсии по потере кормильца и по инвалидности появились в СССР только в 1970-х годах.

???? Реформирование пенсионной системы в РФ

Рассматривая календарь пенсионных реформ в современной России, можно заметить, что изменения были чуть ли не каждый год.

1990 год

Российские пенсионные реформы начинаются с 1990 года – именно тогда был принят закон «О государственных пенсиях в РФ». Суть его состояла в том, чтобы переложить финансирование пенсий на работающих граждан. Для этого был создан Пенсионный фонд, который гарантировал предоставление пенсий за счет взносов работодателей и работников. Таким образом, наша пенсионная система стала страховой.

1992 год

К пенсионному обеспечению смогли подключиться некоммерческие организации – законодательство позволило начать создавать первые негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Поначалу негосударственные накопления рассматривались, как дополнительные к пенсии, выплачиваемой государством.

Вы следите за изменениями в пенсионной системе России?Конечно. От этого ведь пенсия зависитНе особенноНе слежу

1995 год

Пенсионная система начала принимать привычный нам вид: появились три части – базовая, страховая и накопительная, о которых уже шла речь выше.

В это же время Пенсионный фонд ввел в действие индивидуальный страховой счет, на котором фиксировались сведения обо всех страховых взносах гражданина.

Таким образом, информация о гражданах стала собираться и систематизироваться для учета их будущей пенсии.

1997-98 гг

Пенсии начали рассчитывать по-новому – появился индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Коэффициент рассчитывался, исходя из таких показателей, как стаж и величина зарплаты.

Также в этот период произошли законодательные изменения, отрегулировавшие работу НПФ и закрепившие обязательства негосударственных пенсионных фондов перед вкладчиками и участниками.

2002 год

Пенсия перестала определяться, исходя лишь из стажа. Произошел окончательный переход к распределительно-накопительной модели, когда трудовая пенсия формируется в системе ОПС (обязательного пенсионного страхования) и состоит из страховой и накопительной частей.

2008 год

Началась программа софинансирования пенсий. Кстати, вступить в эту программу можно было до 31 декабря 2014 года. Суть состояла в том, что государством удваиваются добровольные взносы граждан в накопительную часть пенсии в течение 10 лет с момента уплаты участником первого взноса по программе.

Что может получить от государства военный пенсионер. ПамяткаЧитатьКонсультация в Пенсионном фонде по телефонуПодробнееПенсия у самозанятых. Как начисляются баллы и рассчитывается стажСмотреть

2013 год

В конце года был принят Федеральный закон от 28.12.2013 №400, который действует и поныне – с изменениями и дополнениями. Изменились размеры страховых взносов индивидуальных предпринимателей в ПФР в сторону увеличения.

Информация о состоянии лицевого счета стала доступна через портал Госуслуг. Было продлено время на принятие гражданами решения о том, какой тариф на накопительную часть пенсии выбрать (6% или отказаться от накопительной части).

2014 год

Произошла «заморозка» пенсионных накоплений, действующая и по сей день – был принят запрет об отчислениях на накопительную часть пенсии.

2015 год

Вступили в силу основные статьи ФЗ №400. Была введена балльная система, действующая до сих пор – пенсия формируется в баллах, а не в рублях. То есть деньги, которые отчисляет работодатель в ПФР, переводятся в баллы. Затем, когда работник выходит на пенсию, эти баллы вновь переводятся в рубли. Стоимость одного балла устанавливается Правительством РФ.

Также были введены дополнительные условия для получения страховой пенсии по старости – страховой стаж минимум 15 лет (с 2025 года), минимум 30 пенсионных баллов (с 2025 года).

С 2019 года

Начался новый этап реформирования – повышение пенсионного возраста и для мужчин, и для женщин (до 65 и 60 лет соответственно). Повышение коснулось большинства россиян.

Демонтаж системы пенсионных накоплений. Как предложение ЦБ может сказаться на пенсииЧитатьКаких изменений ждать пенсионерам в 2021 году. Обзор мер господдержкиПодробнееИндексация пенсий в 2021 году. Кому и насколько повысят размер выплатСмотреть

????‍???? Мнение эксперта: почему пенсионное законодательство все время меняется

Пенсионное законодательство постоянно меняется, и связано это с дефицитом пенсионного бюджета и инфляцией в стране.

Дефицит бюджета заставляет принимать решения, из-за которых человек вынужден думать, достаточно ли пенсионных баллов и страхового стажа он накопил.

Если чего-то хватать не будет, на страховую пенсию можно не рассчитывать – гражданин будет получать социальную выплату, которая намного меньше страховой.

А инфляция и постоянный рост цен на все в стране вынуждают проводить индексации пенсии, назначать различные доплаты и т. д. Но никакая индексация пенсий не может покрыть темпы реального инфляционного роста.

Как будет дальше развиваться пенсионное законодательство – сказать сложно. Однако, глядя на уже проведенные реформы, есть основания полагать, что есть тенденция на улучшение ситуации и изыскание средств для покрытия пенсионного дефицита.

❓ Часто задаваемые вопросы

Когда появился Пенсионный фонд РФ? А когда появились негосударственные пенсионные фонды? На сколько вырастут пенсии в 2021 году?

Страховые пенсии неработающим пенсионерам – на 6,3%.

Пенсионного возраста еще не достиг, но по состоянию здоровья работать уже не могу. Что делать? Можно выйти на пенсию досрочно?

Да, если есть причина. Например, если есть основания для оформления инвалидности.

В том числе, чтобы отслеживать пенсионные накопления.

Размер пенсии зависит от размера зарплаты?

Да, страховая пенсия зависит.

Пенсионные реформы в РФ. История вопроса — ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 декабря 1990 г. постановлением Верховного совета РСФСР был образован Пенсионный фонд РСФСР (с 27 декабря 1991 г. — Пенсионный фонд РФ, ПФР). Ведомству были поручены выплата пенсионного обеспечения граждан (трудовые, государственные и др. пенсии), учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию, управление средств пенсионной системы.

В 1990-е гг. начали создаваться негосударственные пенсионные фонды (НПФ), в которые можно было делать взносы на добровольных основаниях. В ПФР персонифицированный учет перечисленных гражданином средств начал вестись в 1995 г.

До начала 2000-х гг. большинство граждан РФ получали только распределяемую государством пенсию, средства на выплату которой шли из госбюджета и общих налоговых поступлений в ПФР.

В 2002 г. стартовала крупномасштабная пенсионная реформа, базирующаяся на федеральных законах «О трудовых пенсиях в РФ» (от 17 декабря 2001 г.

), «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (от 15 декабря 2001 г.), «Об обязательном пенсионном страховании» (от 15 декабря 2001 г.

) и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (от 24 июля 2002 г.).

Суть реформы состояла в постепенном переходе от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

Подразумевалось, что пенсия будет разделена на три части: базовую (гарантируется государством), страховую (пенсионные взносы, которые вычитаются из заработной платы и гарантируют выплаты после выхода на пенсию) и накопительную (реальные деньги на личном счету, которые до выхода на пенсию могут инвестироваться в ценные бумаги и другие активы). Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, как было до 2002 г., а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР.

С 2002 г. начали осуществляться отчисления на накопительную часть пенсии (2-4%).

Появилась возможность перенести ее из государственной управляющей компании, которой был выбран Внешэкономбанк (ВЭБ), в НПФ, либо в частную управляющую компанию (УК). С 2002 по 2004 гг.

право на накопительную пенсию имели мужчины, родившиеся в 1953 г. и позднее, и женщины, начиная с 1957 г. рождения.

С 2005 г. из-за дефицита бюджета ПФР накопительную часть пенсии для всех граждан, родившихся до 1967 г., отменили, направив эти средства на финансирование страховой части пенсии.

Шаги по увеличению количества средств в системе пенсионных накоплений государство вновь стало предпринимать только с 2008 г. Тогда размер накопительной части пенсии для граждан, начиная с 1967 г. рождения, был повышен с 4% до 6%.

В 2010 г. было ликвидировано разделение на базовую, страховую и накопительную части, пенсия стала состоять только из страховой и накопительной. С июля 2012 г. начались первые выплаты накопительной части пенсии, когда достигли пенсионного возраста граждане, платившие 2-процентные страховые взносы в накопительную систему в период с 2002 по 2004 гг.

В 2013 г. была объявлена очередная реформа пенсионной системы. В ее рамках была создана трехуровневая система пенсионного обеспечения. Она включала в себя страховую и накопительную части, также появилась возможность вступления в корпоративную систему пенсионного страхования.

Накопительная пенсия стала добровольной: граждане России могли выбрать управляющую компанию или НПФ для ее формирования, в противном случае поступающие средства должны были перечисляться в страховую часть.

Кроме того, трудовая пенсия, высчитываемая по страховой системе, получила систему коэффициентов для своего расчета, который был составлен из рабочего стажа, возраста выхода на пенсию и уровня заработной платы.

По состоянию на 2013 г. клиентская база частных управляющих компаний и НПФ достигла 25 млн человек, сумма средств под их управлением составила почти 1 трлн руб., а общий объем пенсионных накоплений превысил 2,5 трлн руб. (с учетом денег на счетах ВЭБа, где хранятся деньги так называемых «молчунов» — граждан, не выбравших НПФ или УК для своих накоплений).

В сентябре 2013 г. при подготовке государственного бюджета было объявлено, что в 2014 г. перечисление средств в накопительную часть пенсий будет заморожено, и все деньги пойдут в страховую часть ПФР. Заморозка пенсий впоследствии была продлена на 2015 г.

, велось обсуждение о возможной отмене накопительной компоненты. 23 апреля 2015 г. премьер- министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что накопительная часть пенсии будет сохранена.

7 октября глава ПФР Антон Дроздов сообщил, что принято решение о заморозке пенсионных накоплений на 2016 г.

Заморозка перечислений накопительной части пенсий предпринималась и другими странами мира. Например, в 2011 г. от накопительной системы отказалась Венгрия, в 2010-2011 гг. не производились выплаты в накопительную, вторую, ступень пенсионной системы Эстонии, в Словакии был сокращен с 9% до 4% размер накопительных выплат.

Кроме заморозки накопительной части пенсий обсуждались и другие варианты балансировки бюджета ПФР РФ. В частности, в 2010-2011 гг. началась активная дискуссия о повышении пенсионного возраста. 16 апреля 2015 г.

Владимир Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем «при открытом и активном диалоге с обществом», причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста.

Среди других вариантов снижения дефицита ПФР — сокращение индексации и выплат пенсий чиновникам или работающим пенсионерам, в частности, имеющим большие трудовые доходы. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *