Финансовые вопросы

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

На основании Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военные имеют права на получение субсидии на приобретение жилья. Субсидия выдается всем нуждающимся в жилплощади военнослужащим, отслужившим по контракту 20 лет. Размер такой субсидии может достигать 10 миллионов рублей в зависимости от условий службы. В статье мы расскажем, как правильно рассчитать величину субсидии, кто ее может получить вне очереди и какие дополнительные права в отношении жилья, в том числе и найма, имеют военнослужащие.

Государство обязано полностью обеспечивать военнослужащих всем необходимым – в том числе и жильем. Право на жилье прописано в статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». В дополнение к этому закону было принято Постановление Правительства от 03.02.2014 № 76, которое утверждает правила расчета субсидии на покупку жилья для военнослужащего.

Каким военнослужащим положена жилищная субсидия

В статье 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» прописано, что субсидия может быть предоставлена военнослужащему и членам его семьи только при условии, что они относятся к нуждающимся в жилплощади в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ.

То есть, если у военнослужащего нет жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, или не хватает нормы жилплощади на каждого человека.

Например, если квартира 35 квадратных метров находится в собственности трех людей, то есть на каждого приходится менее 12 квадратных метров – то этого мало, поэтому семья будет признана нуждающейся.

В правилах расчета субсидии указано, что если у военнослужащего есть в собственности жилье, но его площади не хватает до норматива, то расчет субсидии производится с учетом жилья, которое уже есть в собственности.

Военнослужащие имеют право на получение жилищной субсидии при условии, что они отслужили по контракту более 20 лет. Однако есть исключения.

Читайте также:  Как прописаться в другом городе: дистанционная прописка

Военнослужащему, уволенному с военной службы, общая продолжительность службы которого составила 10 лет и более, тоже положена жилищная компенсация при условии, что увольнение было произведено на одном из следующих оснований:

  • достижение пенсионного возраста:
  • по состоянию здоровья;
  • в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Если контракт на военную службу был подписан до 1998 года, то срок службы уже не учитывается, так как до 2014 года уже прошло необходимое количество лет службы для оформления жилищной субсидии.

Кто имеет право получить субсидию вне очереди

Вне очереди получить жилищную субсидию могут некоторые категории военнослужащих:

  • при наличии в семье трех и более детей;
  • жилье которых признано непригодным для проживания и не подлежит ремонту или реконструкции;
  • один из членов семьи страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним признается невозможным, в соответствии с Приказом Минздрава России от 29.11.2012 №987н.

Также вне очереди могут получить жилищную субсидию члены семьи военнослужащего, погибшего в период прохождения службы по контракту, который уже имел право на субсидию по общим основаниям (но, например, не успел ее оформить).

Стандарт жилплощади для военнослужащего

Стандартный размер жилплощади для военнослужащих и их семей установлен пунктом 3 Правил  № 76:

  • 33 квадратных метров на одного военнослужащего;
  • 42 квадратных метров на семью, состоящую из двух людей;
  • 18 квадратных метров на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Причем, если у военнослужащего в собственности уже есть жилье, то установленный норматив уменьшается на размер уже имеющегося жилья.

Например, семья военнослужащего состоит из четырех человек, включая его самого. В собственности есть квартира площадью 32 квадратных метров. Субсидия будет рассчитываться из общей необходимой жилплощади в 40 квадратных метров (18 кв.м. * 4 чел. – 32 кв.м.).

Дополнительная жилплощадь – что это такое

Некоторые категории военнослужащих имеют право на предоставление дополнительной жилплощади. Их можно условно разделить на 3 категории по размеру дополнительной площади:

  1. 15 квадратных метров;
  2. 18 квадратных метров или комната;
  3. 20 квадратных метров.

Право на дополнительные 15 квадратных метров жилплощади имеют следующие категории военнослужащих:

  1. командиры воинских частей;
  2. научные работники, имеющие ученую степень или звание;
  3. при наличии почетного звания РФ;
  4. преподаватели военной профессиональной образовательной организации, в том числе высшего образования или военной кафедры;
  5. наличие воинского звания полковник, равному ему или выше.

Дополнительные 18 квадратных метров или комната предоставляются военнослужащим, которые:

Право на дополнительные 20 квадратных метров к установленной норме жилплощади имеют право следующие категории военнослужащих:

  1. герои Российской Федерации, герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы;
  2. герои Труда РФ, герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
  3. военные судьи;
  4. сотрудники Следственного комитета.

Расчет размера жилищной субсидии

Правила расчета субсидии на приобретение или строительство жилья прописаны в пункте 2 Правил № 76. Размер субсидии рассчитывается по следующей формуле:

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

Величина поправочного коэффициента напрямую зависит от срока службы и составляет:

  • 1,85 – срок службы от 10 до 16 лет;
  • 2,25 – срок службы от 16 до 20 лет;
  • 2,375 – срок службы от 20 до 21 года.
  • на 0,075 за каждый год военной службы свыше 21 года.
  • Максимальная величина поправочного коэффициента составляет 2,75 (включительно).
  • Величина норматива стоимости 1 квадратного метра жилья устанавливается ежегодно российским правительством.
  • Рассчитать размер субсидии можно также при помощи специального онлайн калькулятора, размещенного на официальном сайте Министерства обороны РФ по этой ссылке.

Например, семья состоит из 4 человек, один из которых – военнослужащий, отслуживший по контракту 22 года. Права на дополнительную жилплощадь нет. Жилья в собственности у военнослужащего тоже нет.

Итого, заявитель имеет право на получение жилищной субсидии в размере 8 939 651,4 рубля.

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

Если немного исправить наш пример и уменьшить срок службы на 7 лет, то есть до 15 лет, то размер жилищной субсидии составит 6 549 843,6 рубля (почти на 2,5 миллиона рублей меньше).

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

Возьмем другой пример. Семья состоит из трех человек, военнослужащий имеет право на дополнительную площадь в размере 15 квадратных метров, так как является командиром военной части. Но у него в собственности уже есть квартира, общей площадью 34 квадратных метров. Срок службы – 20 лет и 3 месяца.

Итого, он сможет получить субсидию на приобретение жилья, а точнее, на улучшение условий проживания, в сумме 4 087 505,63 рублей.

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

Обратите внимание, что калькулятор самостоятельно рассчитал общую площадь жилья.

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

Как оформить субсидию на приобретение жилья

Для получения жилищной субсидии первоначально военнослужащему нужно встать на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий.

Для этого – написать заявление и приложить все необходимые документы, например, о наличии в собственности иного жилья и справку о составе семьи.

Заявление направляется в Министерство обороны РФ (можно через командира части). В день поступления заявления военнослужащий вносится в очередь.

После этого, человек может отслеживать свою очередь через онлайн-сервис «Единый реестр» на сайте Министерства обороны РФ. Для просмотра используется личный номер и проверочный код.

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

После того, как очередь подошла, военнослужащему нужно будет:

  • открыть расчетный счет, куда будут перечислена субсидия;
  • подать заявление в Региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.

В течение 20 календарных дней военнослужащему должен прийти ответ (положительный или отрицательный). При положительном решении деньги поступают на расчетный счет в течение 5 рабочих дней. После приобретения жилья военнослужащему необходимо отчитаться о целевом расходовании полученных денежных средств.

Отрицательное решение может прийти, например, если были предоставлены не все документы или ранее на военнослужащего было уже оформлено новое жилье.

Дополнительные льготы на жилье для военнослужащих

Кроме субсидии на приобретение или постройку жилья военнослужащие имеют право на льготы в отношении найма и приобретения жилья:

  1. компенсация аренды жилья;
  2. накопительно-ипотечная система.

О них мы расскажем кратко.

Компенсация за наем жилья

Если у военнослужащего нет жилья по месту прохождения службы, то ему придется снимать квартиру или комнату. Государство компенсирует часть суммы за наем жилья.

Размер компенсации напрямую зависит от количества людей, которые проживают с военным, и область, в котором будет снято жилье. Максимальная сумма компенсации, которая может быть выплачена военнослужащему за наем жилья в месяц, рассчитывается по следующей формуле:

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

Например, если военнослужащий переехал один, то ему положен размер жилплощади в 20 квадратных метров, если вдвоем с женой – то 36 квадратных метров. При условии, что семья военнослужащего состоит из трех человек, включая его, то им положено жилье в размере не менее 43 квадратных метров, а если в семье 4 и более человека – то из расчета по 12 квадратных метров на каждого члена семьи.

Для определения размера компенсации за наем жилья можно воспользоваться онлайн-калькулятором, размещенном на официальном сайте Министерства обороны РФ, по данной ссылке.

Калькулятор прост в использовании. Необходимо выбрать только количество членов семьи и регион проживания.

Для примера мы взяли семью, состоящую из военнослужащего, его супруги и одного ребенка. Снимать квартиру планируется в Тюменской области. Итого, максимальный размер компенсации в 2021 году составит 22 228,42 рублей в месяц.

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

А, например, если военнослужащий будет направлен на службу по контракту в Курскую область, то размер компенсации в 2021 году не превысит 8 332,54 рубля в месяц.

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

Чтобы получить компенсацию за наем жилья, военнослужащий сначала должен за ней обратиться. Для этого надо предоставить командиру воинской части:

  1. рапорт;
  2. копию договора найма;
  3. справку о составе семьи из воинской части;
  4. копию паспортов и свидетельств о рождении членов семьи военнослужащего;
  5. иные документы.

Компенсация начисляется ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия военнослужащего за истекший месяц.

Накопительно-ипотечная система

Также военнослужащим предоставляется возможность вступить в накопительно-жилищную систему (НИС) в соответствии с Постановлением Правительства от 21.02.2005 № 89. Спустя 3 года, после вступления в НИС, военнослужащий имеет право заключить договор целевого жилищного займа на приобретение или постройку жилья.

Если оба супруга являются военнослужащими и участниками НИС, то каждый из них имеет право на заключение договора целевого жилищного займа, но жилье все равно будет приобретаться в общую собственность.

Ответственным органом по функционированию и контроля НИС является ФГКУ «Росвоенипотека». На их официальном сайте можно подробно изучить нормативные документы, узнать, как стать участником НИС или как оформляется свидетельство о праве на получение ЦЖС, а также задать свой вопрос.

Более подробно о НИС можно прочесть в другой статье на нашем сайте.

Предоставление земельного участка военнослужащим

Время чтения 6 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Выделение земли военнослужащему не лишит его права на бесплатную квартиру

Положен ли военнослужащему земельный участок? Чтобы  военнослужащий, уволенный в запас, мог претендовать на получение земельного надела, основанием для прекращения действия его контракта должно служить либо достижение им определенного возраста, либо осуществление в воинской части мероприятий по изменению штатной численности, либо существенное ухудшение его состояния здоровья. В подобных случаях участок предоставляется как в той местности, в которой офицер (мичман или прапорщик) проходил службу, так и в ином выбранном им месте.

Особенности получения гражданином, проходящим службу по контракту, земельного участка на безвозмездной основе

Как военнослужащему получить земельный участок бесплатно? Военнослужащий может претендовать на получение земельной площади для возведения отдельного жилого дома или основания подсобного сельского хозяйства бесплатно в случае выполнения обязательных требований, предусмотренных законодательством:

  1. офицеру (мичману или прапорщику) может быть предоставлен только такой участок земли, на котором в соответствии с утвержденным градостроительным планом разрешено осуществление вышеуказанных действий;
  2. офицеру (мичману или прапорщику) органом местного самоуправления ранее не был предоставлен участок земли, предназначенный для строительства отдельного дома (для проживания в нем) или осуществления сельскохозяйственных работ;
  3. продолжительность военной службы  офицера (мичмана или прапорщика), изъявившего желание получить земельный участок, не должна быть меньше пятнадцати лет (в календарном исчислении).

Получению офицером (мичманом или прапорщиком) земли предшествует процедура проведения обязательных кадастровых работ для выделения на общем земельном плане муниципалитета предоставленного ему участка, которая состоит из следующих этапов:

  1. Если вопрос о местонахождения земельного участка с администрацией был решен, то военнослужащему необходимо подготовить заявление, которое должно содержать ходатайство о предоставлении земли, пояснения о целевом назначении участка, а также информацию о его размерах. Если данная земля уже имеет определенное функциональное значение, то дополнительным требованием, предъявляемым к заявлению, является включение в него обязательства о том, что предназначение участка не будет изменено.

В действующем земельном законодательстве отсутствует специально разработанный бланк данного заявления, поэтому составляется оно в произвольной форме. Как правило, территориальные государственные учреждения, занимающиеся такими вопросами, разрабатывают собственные формы подобных документов, которые следует применять в качестве образца.

К заявлению дополнительно прикладываются документы:

  • доказывающие наличие у гражданина, проходящего службу по контракту, льготы на получение участка земли (например, копию военного билета);
  • удостоверяющие отсутствие иного участка земли, предоставленного для возведения отдельного дома (для проживания в нем) или для ведения подсобного хозяйства.
  1. Офицером (мичманом или прапорщиком) на предоставляемый участок должен быть оформлен кадастровый план.
  2. Территориальное государственное учреждение, занимающееся вопросами оформления земельных участков, должно оповестить собственников (или арендаторов) участков, находящихся по соседству, о том, что данная земля будет предоставлена гражданину, проходящему службу по контракту, для строительства отдельного жилого дома или ведения фермерского хозяйства.
  3. Офицером (мичманом или прапорщиком) должно быть подготовлено ходатайство (заявление) о проведении проверки находящихся на земельном участке коммуникаций в целях получения разрешения соответствующих должностных лиц на осуществление строительных работ. После получения согласования на плане данного земельного участка должна быть сделана отметка о наличии элемента государственной инфраструктуры в пределах его территории.
  4. Военнослужащий совместно с представителем администрации должен оформить акт, содержащий информацию о предоставлении выбранного участка земли для строительства индивидуального жилого дома.
  5. Специалист по кадастровым вопросам должен подготовить соответствующее заключение в отношении получаемого военнослужащим земельного участка для постановки его на кадастровый учет.

Вышеописанная процедура требует колоссального количества времени для правильного оформления всех необходимых документов. Поэтому большинство специалистов рекомендуют выбирать такие земельные участки, которые уже включены в соответствующий перечень объектов, состоящих на кадастровом учете.

Предоставление военнослужащим земель военного ведомства, которые временно не используются

Офицеру (мичману или прапорщику) на безвозмездной основе может быть предоставлено право пользования земельным участком, ранее переданным военному ведомству, который временно не используется для обеспечения нужд государственной безопасности. При этом земля предоставляется исключительно для ведения сельского, фермерского или иного хозяйства, использовать подобные участки для строительства жилых домов запрещено.

Для получения земельного участка подобным образом военнослужащему необходимо направить заявление в соответствующее территориальное государственное учреждение (по месту нахождения участка), которое должно содержать:

  • ходатайство о предоставлении ему участка земли, который находится в ведении военного ведомства;
  • информацию о целях использования данного участка;
  • сведения о расположении земельного участка.

Если уполномоченным государственным учреждением будет принято положительное решение по вопросу предоставления военнослужащему земельного участка, то заключается договор о временном (на срок до пяти лет) предоставлении гражданину данной земли на безвозмездной основе.  

В силу изменившегося законодательства, данная статья потеряла свою актуальность.

Верховный суд восстановил право офицера на жилье после увольнения из ВС — Российская газета

Для человека в погонах свое жилье — самый дорогой во всех смыслах итог службы по дальним гарнизонам.

В действующем законодательстве черным по белому записано, что военнослужащий, отдавший долг родине, не уйдет на гражданку без собственной крыши над головой.

https://www.youtube.com/watch?v=EaZLhD279J8\u0026pp=ygWJAdCS0YvQtNC10LvQtdC90LjQtSDQt9C10LzQu9C4INCy0L7QtdC90L3QvtGB0LvRg9C20LDRidC10LzRgyDQvdC1INC70LjRiNC40YIg0LXQs9C-INC_0YDQsNCy0LAg0L3QsCDQsdC10YHQv9C70LDRgtC90YPRjiDQutCy0LDRgNGC0LjRgNGD

Но так должно быть в идеале. Жизнь же куда разнообразней. И в ней возможны варианты, не всегда совпадающие с правильными цитатами из законов. Поэтому воевать в судах за положенную крышу над головой офицеру приходится годами и в прямом, и в переносном смысле этого слова.

Возможно, многим из тех военных, у кого с жильем возникли проблемы, поможет знаковое решение Военной коллегии Верховного суда. Коллегия разобралась с одной бесквартирной ситуацией и пришла к неординарному выводу.

Эта история началась в Северодвинском гарнизонном военном суде. Офицер, который принес туда свой иск, просил суд признать незаконным два приказа.

Один приказ командующего Северным флотом о его увольнении со службы по достижении предельного возраста, а второй — приказ командира части об исключении его из списков личного состава без предоставления жилья по выбранному после увольнения месту жительства.

Суд принял половинчатое решение. Приказ командующего флотом назвал законным, а приказ командира воинской части отменил. Своим решением гарнизонный суд велел командиру части восстановить офицера на службе.

Потом было еще несколько судебных решений Северного флотского военного суда. Общий итог выглядел так: командира части обязали восстановить офицера в списках личного состава до того момента, пока тот не получит квартиру по выбранному месту жительства. Но офицера частичная победа не устраивала, потому что она не решала его проблемы.

В итоге дело дошло до Военной коллегии Верховного суда, которая и разложила ситуацию по полочкам, вернее, по статьям законов, и приняла окончательное решение. Вот как оно выглядит.

Коллегия выяснила, что еще в 2002 году офицер, как и положено, сдал выделенную его семье квартиру по прежнему месту службы и убыл в составе экипажа в город Северодвинск для дальнейшего прохождения службы. Прибыв на новое место, он с семьей получил общежитие, в котором семье предстояло прожить все оставшиеся годы службы.

В 2007 году жилищная комиссия части признала офицера нуждающимся в улучшении жилищных условий. На тот момент он уже достиг предельного возраста пребывания на службе. А выслуга лет у офицера перевалила за 28.

Офицер попросил командование уволить его по достижении предельного возраста, но только после того, как получит постоянное жилье. Об этом он заявлял не раз. Верховный суд увидел это в листах бесед и в нескольких рапортах самого офицера.

Просьба была основана на законе «О статусе военнослужащих». Там сказано, что увольнение человека, прослужившего десять и более лет и не имеющего постоянного жилья, невозможно без согласия самого офицера. А он такого согласия не давал.

У заявителя и его семьи была над головой лишь крыша общежития, которая по Жилищному кодексу дается людям в погонах временно на срок службы. Из этого Военная коллегия сделала вывод, что законных оснований для увольнения офицера в запас нет.

Второй вывод Верховного суда гласит: признание незаконным только одного приказа командира части об исключении офицера из списков личного состава права заявителя в полном объеме не восстанавливает. Этого недостаточно.

Верховный суд напомнил нижестоящим судам, что был специальный Пленум ВС по рассмотрению аналогичной ситуации, и судьям были даны все положенные разъяснения. Они заключаются вот в чем. В случае незаконного увольнения человека с военной службы без обеспечения его жильем по закону «О статусе военнослужащих» его надо восстановить в армии в прежней должности.

Если такой возможности нет, то с согласия военного его должны назначить на другую должность, но не ниже прежней. При этом офицеру обязаны компенсировать моральный вред и причиненные незаконным увольнением убытки.

В постановлении Пленума особо подчеркивается, что достижение человеком предельного возраста не может быть препятствием для восстановления военнослужащего в должности.

В общем, Военная коллегия Верховного суда все предыдущие половинчатые решения по иску офицера отменила и сама (что бывает крайне редко) приняла по делу новое и окончательное решение.

Коллегия признала незаконными все приказы и постановила: восстановить военнослужащего в прежней должности (с его согласия можно и в другой, но равноценной), внести офицера в списки личного состава, обеспечить его всеми видами довольствия, в том числе и за период судебных тяжб.

А на гражданку офицер и его семья уедут только в собственную квартиру в том регионе страны, который они выбрали.

Между тем

Решение жилищной проблемы военнослужащих и армейских отставников объявлено одним из государственных приоритетов. Столько квартир, как в последние годы, офицеры никогда прежде не получали. Ежегодно тысячи военных семей по всей России празднуют новоселье.

По словам заместителя министра обороны Татьяны Шевцовой, при нынешних темпах строительства до конца 2012-го в Вооруженных силах будет полностью ликвидирована жилищная очередь.

— В прошлом году у нас было 120 тысяч очередников. По состоянию на 1 сентября нынешнего — 63 тысячи 800, — уточнила замминистра. — Только в августе мы направили извещение о выделении жилья 5 тысячам человек.

Получается, что за последний год военно-квартирная очередь сократилась почти в два раза. А к новогодним праздникам она «похудеет» еще на 32 тысячи фамилий. До конца сентября минобороны планирует распределить 20 тысяч квартир, а в четвертом квартале — еще 12 тысяч.

Для расселения семей военнослужащих во многих российских регионах строят целые микрорайоны. Причем наибольшее количество жилья сдается в самых востребованных отставниками местах. В частности, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в Подмосковье.

Ну а с 2013-го обеспечение квартирами увольняемых из армии офицеров хотят сделать плановым — свою жилплощадь они станут получать в год увольнения с военной службы.

Получить жилье от государства – только единожды

Конституционный Суд РФ в Определении от 13 января 2022 г. № 3-О рассмотрел жалобу военнослужащей на нормы, на основании которых ей было отказано в предоставлении жилья.

КС не принял жалобу на норму закона, из-за которой военнослужащей отказали в предоставлении жильяСуд посчитал, что если военнослужащий по контракту уже получал от государства жилое помещение до поступления на службу, то он не может претендовать на жилищные гарантии на специальных условиях, предусмотренных Законом о статусе военнослужащих

На мой взгляд, данное определение может свидетельствовать о желании государства сэкономить бюджетные средства на обеспечение и реализацию социальных прав военнослужащих, – в первую очередь, права на жилье, – ведь это касается в основном лиц, отдавших военной службе долгие годы, а в настоящее время подлежащих увольнению в запас либо в отставку.

Заявительница по обсуждаемому делу относится к категории военнослужащих, которые заключили контракт о прохождении военной службы после 1997 г.

и на весь период службы подлежали обеспечению только служебным жильем, а постоянное имели право получить по достижении общей продолжительности службы 20 лет или при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет.

При этом, что важно, такие военнослужащие подлежат обеспечению жильем именно федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В 90-е гг. ХХ в. в Вооруженных Силах наблюдалась острая нехватка кадров; не выплачивалось вовремя и в полном объеме денежное довольствие; военнослужащие массово увольнялись; в некоторые военные вузы также был недобор.

Чтобы стимулировать граждан служить по контракту, поступать в высшие военные учебные заведения, государство обещало дополнительные меры социальной защиты, одна из которых – получение постоянного жилья по окончании службы по избранному месту жительства.

Однако с тех пор законодательство, регулирующее порядок обеспечения таких военнослужащих жильем, неоднократно менялось.

Так, в настоящее время большинство военнослужащих подлежат обеспечению жильем в рамках накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.

Для этой категории военнослужащих ситуация заявительницы не актуальна, а рассматриваемое определение КС с практической точки зрения вряд ли будет интересно.

Конституционный Суд при рассмотрении дела заявительницы, в частности, пришел к выводу, что ее конституционные права применением оспариваемых норм (п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п. 1 и 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”») не нарушены.

В Определении (как и в некоторых других определениях и постановлениях КС) вновь говорится о военной службе как об особом виде госслужбы; о выполнении военнослужащими задач, сопряженных с повышенной опасностью для жизни и здоровья; об особом статусе военнослужащих; о необходимости установления для данной категории граждан дополнительных мер соцзащиты, в том числе в сфере жилищных отношений.

Но далее КС ссылается на экономические возможности государства.

Как отмечается в определении, поскольку право военнослужащих на получение дополнительных жилищных гарантий непосредственно из Конституции РФ не вытекает, их введение, отмена, установление и изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, предполагающих объективный учет возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что военнослужащий и члены его семьи в плане реализации жилищных прав защищены менее, чем граждане, не являющиеся военнослужащими. Так, из анализа Судом ст.

15 Закона о статусе военнослужащих следует, что военнослужащий вправе претендовать на предоставление жилья для постоянного проживания от военного ведомства только один раз и при условии, что ранее (начиная с рождения) этот гражданин жильем от государства ни самостоятельно, ни в составе своей семьи не обеспечивался (а если обеспечивался, то право на обеспечение жильем возможно лишь при наличии документов о сдаче этого жилья государству).

Но ведь согласно положениям ЖК РФ граждане, не являющиеся военнослужащими, вправе претендовать на неоднократное обеспечение жильем от государства (при соблюдении указанных в ЖК условий).

Аналогично рассуждали и суды общей юрисдикции, отказывая заявительнице в удовлетворении требований.

Частично удовлетворяя требования, Нижегородский гарнизонный военный суд в решении от 25 июня 2020 г. по делу № 2а-95/2020 указал: «В соответствии с п. 1 ст.

15 Закона военнослужащие-граждане, в том числе обеспеченные в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями… до поступления указанных военнослужащих-граждан на военную службу по контракту либо после заключения контракта о прохождении военной службы, признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: … была предоставлена З.А. Резеповой не органом, в котором она проходит военную службу, а потому она имеет право быть обеспеченной жилым помещением по основаниям, предусмотренным ст. 15 Закона».

Однако в апелляционном определении от 3 сентября 2020 г. по делу № 33а-871/2021 Второй Западный окружной военный суд применил закон, читая его «между строк».

В документе указано: «Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.

Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть по решению органа самоуправления по месту жительства (избранного места жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба».

Считаю, что позиция суда первой инстанции при рассмотрении гражданского дела в данном случае была правильная и обоснованная, ведь упоминание об однократности обеспечения жильем военнослужащих рассматриваемой категории содержится только в абз. 1 п. 14 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих.

Указанная однократность, по моему глубокому убеждению, относится только к обеспечению постоянным жильем военнослужащих, увольняемых по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы 10 лет и более.

При этом такое однократное обеспечение жильем осуществляется именно федеральными органами исполнительной власти и федеральными госорганами, в которых предусмотрена военная служба (в случае заявителя – это Министерство обороны РФ), по избранному военнослужащим после увольнения месту жительства.

То есть однократность заключается в том, что военнослужащий, вновь поступивший на службу (такое тоже встречается), уже не будет обеспечиваться жильем по избранному месту жительства в случае нового увольнения по тем же основаниям.

Полагаю, что в деле заявителя суды общей юрисдикции в итоге неправильно истолковали и применили закон, а КС, к сожалению, не помог восстановить права гражданина.

Как военнослужащему получить квартиру за счёт государства — Лайфхакер

Это государственная программа по обеспечению жильём военнослужащих. Благодаря ей они могут купить квартиру, не вкладывая собственных денег: первоначальный взнос обеспечит государство, оно же будет вносить ежемесячные платежи по кредиту.

https://www.youtube.com/watch?v=EaZLhD279J8\u0026pp=YAHIAQE%3D

Военный не ограничен в выборе жилья: он может взять в ипотеку квартиру в новостройке или на рынке вторичного жилья либо приобрести частный дом с земельным участком. Государство позволяет выбрать любой регион для покупки недвижимости. Например, офицер служит на Камчатке, а квартиру может купить в родном Серпухове, Москве или Сочи — поближе к морю.

Офицер может воспользоваться военной ипотекой, даже если у него уже есть собственное жильё: программа рассчитана на то, чтобы повысить престиж военной службы.

Как работает военная ипотека

Чтобы воспользоваться льготной ипотекой, военный должен служить по контракту и быть участником программы накопительно‑ипотечной системы. Проект курирует Росвоенипотека — специальное подразделение Минобороны. Когда офицер регистрируется в системе, на него открывают личный счёт. Государство начисляет туда взносы из бюджета, а военный может ими воспользоваться.

Кто может стать участником накопительно‑ипотечной системы

Для этого нужно попадать в одну из категорий, указанных в законе:

  • офицеры, окончившие военное училище или поступившие на службу по контракту после 1 января 2005 года;
  • прапорщики и мичманы, отслужившие по контракту три года;
  • военнослужащие, которые ушли в запас и заключили новый контракт.

Эти категории военнослужащих подключаются к накопительно‑ипотечной системе автоматически. В добровольном порядке к программе могут присоединиться и другие военные: для этого нужно подать командиру части рапорт о включении в Реестр.

Воспользоваться возможностью могут:

  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, заключившие второй контракт о прохождении военной службы;
  • военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 года.

Кроме того, военную ипотеку могут получить военнослужащие МВД и МЧС: сотрудники ОМОНа, Росгвардии, СОБРа, вневедомственной охраны.

Сколько денег даёт государство

После включения в накопительно‑ипотечную систему государство ежегодно будет начислять на именной счёт военного фиксированный взнос: в 2019 году он составляет 280 тысяч рублей. Выплата индексируется, так что в 2020 году сумма увеличится в соответствии с процентом инфляции за 2019 год.

Первые три года деньги копятся на счёте военного, пользоваться ими нельзя. За это время сумма отчислений достигнет примерно 850 тысяч рублей — хватит на первый взнос по ипотеке.

Максимальная сумма кредита по программе — 2 миллиона 590 тысяч рублей. Если квартира стоит дороже, военному придётся доплачивать: либо добавить свои средства к первому взносу, либо платить по ипотеке самостоятельно после выхода на пенсию.

При покупке жилья можно использовать материнский капитал и получить налоговый вычет 13%, но только на ту сумму, которую военнослужащий вложил сам. Максимальный размер вычета — 260 тысяч рублей. Их можно получить, если вложить в покупку недвижимости 2 миллиона своих средств.

Пользоваться деньгами через три года после открытия счёта не обязательно: пока военный служит, отчисления будут копиться.

Какие условия должен выполнить военный

Во время службы военного кредит за него оплачивает государство. Но у программы есть важный нюанс: деньги, которыми пользуется военнослужащий, принадлежат стране. Когда он берёт ипотеку, квартира находится в двойном обременении: у государства и у банка. Чтобы не остаться в должниках, военный обязан соблюдать условия программы:

  • отслужить 20 лет;
  • отслужить 10 лет и не расторгать контракт досрочно без уважительных причин.

Тогда в конце службы он становится законным собственником квартиры.

Если уволиться без уважительной причины, придётся вернуть все деньги государству — первоначальный взнос и платежи по ипотеке, — а кредит банку выплачивать самому.

Исключение — увольнение после 10 лет службы по уважительной причине (сокращение по организационно‑штатным мероприятиям, достижение предельного возраста пребывания на службе, признание медицинской комиссией не годным или ограниченно годным, перевод на новое место службы). Получается, есть три сценария развития событий.

1. Военный отслужил 20 лет и более

При таком сценарии офицер ничего не должен государству. Если во время службы он брал ипотеку, квартира становится его собственностью. Но если ипотека выплачена не до конца, после увольнения военный делает взносы сам.

Если военный не пользовался ипотекой во время службы, деньги остаются на его счёте. После увольнения он может воспользоваться ими для покупки квартиры.

2. Военный отслужил 10 лет и более (но меньше 20) и уволился по уважительной причине

В такой ситуации военному также не надо возвращать деньги с личного счёта в накопительно‑ипотечной системе. Оставшуюся часть ипотеки он выплачивает сам.

Если офицер в программе военной ипотеки не участвовал, он может сделать это после увольнения.

3. Военный отслужил меньше 10 лет или уволился без уважительной причины, не отслужив 20 лет

При таких условиях офицер не может воспользоваться деньгами на накопительном счёте и взять ипотеку, а если сделал это во время службы, все деньги придётся вернуть: и платежи по кредиту, и первоначальный взнос.

Как взять военную ипотеку

Шаг 1. Оформление свидетельства

Через три года после включения в накопительно‑ипотечную систему военный может воспользоваться деньгами на счёте. Для этого нужно подать рапорт на имя командира военной части на получение свидетельства. Документ оформляют в Росвоенипотеке в течение трёх месяцев, а действует он шесть месяцев.

Шаг 2. Выбор банка‑партнёра

По программе военной ипотеки работают не все банки: на сайте Росвоенипотеки можно посмотреть список аккредитованных учреждений.

Ставка колеблется от 9,2% до 10,6%, срок рассчитывается так, чтобы военный мог погасить кредит до достижения пенсионного возраста (45 лет).

Например, если офицер покупает квартиру в 25 лет, ипотеку ему дадут на 20 лет, а если в 30, то только на 15 лет. Некоторые банки позволяют добавить собственные средства, чтобы военный мог купить квартиру получше.

Чтобы понять, на какую сумму рассчитывать, нужно прийти в банк со свидетельством. Учитывая возраст военнослужащего и процентную ставку, банк определит ориентировочную стоимость жилья, которое вы сможете приобрести.

Шаг 3. Выбор жилья

Можно выбрать квартиру в новостройке или на вторичном рынке, коттедж или таунхаус. После этого заключить предварительный договор купли‑продажи с продавцом.

Шаг 4. Оформление ипотеки

После выбора квартиры военный заключает с банком кредитный договор. Документы отправляют в Росвоенипотеку для одобрения сделки, после чего организация переводит первоначальный взнос на счёт банка (из тех накоплений, что были на именном счёте военного).

Шаг 5. Регистрация собственности

Военный регистрирует договор купли‑продажи и получает свидетельство о праве собственности и выписку из ЕГРН. В них будет отмечено, что на время ипотеки жильё не принадлежит военному и находится в двойном обременении. На этом основании банк переводит деньги продавцу квартиры, а Росвоенипотека начинает перечислять ежемесячные платежи по ипотеке.

Что в итоге

Военная ипотека — выгодная сделка для тех, кто уверен, что всю жизнь посвятит российской армии. По этой программе государство платит кредит за военнослужащего, не урезая его зарплату.

Но стоит понимать, что за квартиру офицер должен отдать 20 лет службы в армии без возможности уволиться и сменить профессию, а сумма ипотеки зависит от возраста заёмщика — её может не хватить на хорошее жильё.

В каждой ситуации выгода разная, но в любом случае это возможность получить квартиру за счёт государства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *