Консультации

Новый закон об ОСАГО

Новый закон об ОСАГО

На прошлой неделе, 25 мая, был утвержден Федеральный закон № 161 о внесении изменений в закон об ОСАГО. Часть новых правил начала действовать сразу, часть вступит в силу через 90 дней с момента утверждения. Давайте разберемся, что изменилось и что еще изменится в правилах страхования автомобилей.

Что уже изменилось с 25 мая?

С 25 мая начала действовать статья 2 принятого закона. Она вносит два ключевых изменения.

  1. До 30 сентября для приобретения полиса ОСАГО не нужно предъявлять диагностическую карту. Это позволяет заключать договор страхования онлайн без посещения офисов страховой компании и станции технического осмотра. Однако техосмотр проходить все равно придется: закон поясняет, что страхователь обязан не позднее одного месяца со дня отмены в регионе ограничительных мер (режима самоизоляции), но не позднее 31 октября 2020 года представить страховщику диагностическую карту либо свидетельство о прохождении технического осмотра. То есть прохождение техосмотра просто отложили до нормализации эпидемиологической обстановки. Более того, если автомобиль не застраховать в указанный выше срок не позднее одного месяца с даты отмены режима самоизоляции, то в случае ДТП по вине водителя без техосмотра страховщик имеет право взыскать с него компенсацию выплат потерпевшему по статье 14 закона об ОСАГО о регрессном требовании страховщика.
  2. До 30 сентября отменено право страховщиков на регрессное требование в случае ДТП к страхователям такси, автобусов и грузовиков, у которых на момент ДТП истекла диагностическая карта. Частных владельцев легковых автомобилей это не касается: подпункт «и» все равно распространяется только на владельцев такси, автобусов и грузовиков. А о том, в каких случаях страховая может требовать компенсации с обычного водителя, мы рассказывали в отдельном материале.
Читайте также:  Представители некоторых профессий смогут досрочно выйти на пенсию

Когда вступают в силу остальные изменения?

Прочие нововведения, о которых мы поговорим ниже, вступают в силу через 90 дней после опубликования нового закона – с 24 августа 2020 года.

В августе вступят в силу изменения, касающиеся тарифов ОСАГО, – произойдет та самая либерализация тарифов, которую так давно обсуждали. Факторов, влияющих на базовые ставки тарифов, станет больше, а коэффициенты, понижающие или повышающие итоговую стоимость, изменятся.

Что будет с базовыми ставками?

Базовые ставки тарифов для частных лиц будут зависеть от следующих дополнительных факторов, касающихся водителей:

  • административное или уголовное наказание за пьяную езду;
  • наказание за отказ от медицинского освидетельствования;
  • наказание за оставление места ДТП;
  • наказание за ДТП с пострадавшими или погибшими;
  • неоднократное наказание за проезд на красный свет;
  • неоднократное наказание за превышение скорости более чем на 60 км/ч;
  • неоднократное наказание за выезд на встречную полосу;
  • иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

Неоднократные нарушения учитываются за полный год, предшествующий дате заключения договора, – то есть, если лихач остепенится и перестанет нарушать, ставка ОСАГО в следующем году снизится. А вот «иные факторы», пока крайне размыто обозначенные в законе, будут определены Банком России ближе к дате вступления поправок в силу.

Что будет с коэффициентами?

Отдельные коэффициенты, применяемые сейчас, уйдут в прошлое: например, возможность управления автомобилем с прицепом больше не включена в список. В остальном ключевые коэффициенты на первый взгляд кажутся практически теми же:

  • территория использования, определяемая по месту прописки;
  • количество страховых выплат за ДТП, совершенные в прошлые годы страхователем или водителями, вписанными в полис (так называемый КБМ);
  • технические характеристики автомобиля;
  • ограничение по числу лиц, допущенных к управлению автомобилем (ограниченная или неограниченная страховка);
  • срок действия полиса ОСАГО (сюда же включили сезонное использование автомобиля);
  • иных обстоятельств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда.

На практике коэффициенты еще могут быть скорректированы: к примеру, возраст и стаж водителей в качестве коэффициентов по-прежнему не упомянуты, и их могут убрать из «иных обстоятельств». А вот сами эти «иные обстоятельства» тоже будут окончательно сформированы Банком России позднее, до конца лета.

Что еще изменится в законе об ОСАГО?

  • Потерпевших в ДТП обязали информировать страховщика о месте, дате и времени независимой экспертизы, которую они организовывают в случае, если сам страховщик не организовывает ее в установленные законом пять рабочих дней со дня поступления заявления.
  • Оформление электронного полиса ОСАГО с участием посредников теперь официально включено в подпункт «ф» пункта 1 статьи 26 закона об ОСАГО: они обеспечивают «обмен информацией между страхователем и страховщиком при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа». 
  • А еще с конца апреля МВД будет передавать страховщикам данные о нарушениях водителей, влияющих на размеры базовых ставок страховых тарифов – то есть утаить от страховщика штрафы не получится.

В завершение отметим, что некоторые грядущие изменения еще не конкретизированы: неясно, какие «иные факторы» будут влиять на базовые ставки и применяться в качестве коэффициентов. Поэтому мы вернемся к вопросу, когда Банк России сформирует четкий список, и окончательно разберемся с тем, от чего будет зависеть стоимость полиса ОСАГО с конца лета.

ОСАГО-2022. Главные изменения для водителей :

В наступившем 2022 году водителей ждет ряд важных изменений, касающихся ОСАГО. Так, водители смогут оформлять полис без необходимости прохождения техосмотра, а также рассчитывать на существенную скидку при езде без нарушений ПДД и получать компенсации автоматически. Кроме того, сам документ можно будет хранить в цифровом виде на Госуслугах.

ОСАГО можно купить без техосмотра

Еще в конце августа 2022 года вступил в силу новый закон, отвязывающий продажу полиса ОСАГО от необходимости оформлять диагностическую карту.

Упрощение прописано в поправках к закону о безопасности дорожного движения, которые исключают норму обязательного техосмотра для приобретения полиса в страховой компании.

При этом речь идет только об автомобилях, принадлежащих физическим лицам и используемых в личных целях.

Таким образом, для того, чтобы получить страховку, будут нужны только три документа: СТС или ПТС, паспорт и водительские права. Помимо отмены обязательной процедуры техосмотра, автомобилисты также смогут дистанционно расторгнуть или внести изменения в договор ОСАГО, в том числе с частичным возвратом страховой премии.

ОСАГО станет дешевле для аккуратных водителей

С 2022 году вступило в силу указание Центробанка, утвердившего дополнительное расширение границ тарифного коридора по ОСАГО.

Теперь страховые компании могут снижать стоимость полиса для аккуратных водителей, а также повышать цены для автомобилистов, которые часто нарушают правила дорожного движения.

Для физических лиц — владельцев легковых автомобилей, базовые ставки, как «вниз», так и «вверх», расширяются на 10%. Таким образом, диапазон тарифного коридора вырастает с нынешних 2 471 — 5 436 руб. до 2 224 — 5 980 руб.

Кроме того, были пересмотрены коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя, а также ставки за степень аварийности (бонус-малус). Наконец, специалисты провели дополнительную калибровку региональных коэффициентов. Нововведения начали действовать с 9 января 2022 года, однако ставки по бонусу-малусу вступят в силу только с 1 апреля.

Некоторые водители смогут получать компенсации по ОСАГО автоматически

В понедельник, 17 января премьер-министр России Михаил Мишустин подписал постановление правительства, согласно которому люди с ограничениями по здоровью смогут получить компенсацию по ОСАГО в автоматическом режиме. Нововведение освобождает ряд автомобилистов от необходимости подавать документы в учреждения социальной защиты.

На льготу могут рассчитывать люди с ограничениями по здоровью и законные представители детей с инвалидностью, которым автомобиль нужен по медицинским показаниям. «Теперь Пенсионный фонд станет назначать компенсации автоматически тем, кому они положены, а также на основании заявления, которое можно направить через единый портал государственных услуг», — объяснил Мишустин.

Полис ОСАГО можно будет хранить на Госуслугах

В ГИБДД заявили, что в скором времени полис ОСАГО можно будет хранить в цифровом виде в интернете — соответствующий функционал появится в мобильном приложении «Госуслуги Авто».

На данный момент благодаря программе можно предъявлять свидетельство о регистрации автомобиля в виде QR-кода на смартфоне, обжаловать штрафы за нарушения ПДД, подавать заявления на регистрацию машины или замену водительского удостоверения.

Плюс ко всему пользователи сервиса имеют возможность проверить историю автомобиля, что позволит избежать неприятных сюрпризов при покупке подержанной машины.

Для получения данных достаточно указать VIN, номер кузова или шасси машины. Наконец, предусмотрена возможность передачи управления автомобилем другому водителю.

Для этого он должен быть вписан в ОСАГО, а также иметь подтвержденную запись на портале Госуслуг и установить приложение.

Новые правила ОСАГО 2021 — реформа ОСАГО, страховка подорожала, последние новости

2021 год стал годом реформирования системы ОСАГО, изменения следуют за изменениями. Не все водители успевают следить за новостями, мы собрали последние нововведения и постарались обозначить основные проблемы по ОСАГО в 2021 году.

  1. С какими проблемами по осаго можно столкнуться в 2021
  2. Обзор нововведений по ОСАГО
    1. Повышенные тарифы для нарушителей
    2. Новые правила техосмотра
    3. Новые причины отказа в выплате
    4. Штрафы с камер
    5. Электронные приложения
    6. Другие изменения
  3. Ответы на вопросы 
  4. Подведем итоги 

С какими проблемами по осаго можно столкнуться в 2021

Проблем с автогражданкой в 2021 году не стало меньше. Как и прежде у водителей возникают трудности с оформлением е-ОСАГО, занижением выплаты страхового возмещения при ДТП. Страховые компании находят новые причины, чтобы максимально снизить возмещение или отказать пострадавшему.

Дополнительно увеличивается стоимость полиса для молодых водителей, произошли изменения в базовых тарифах, планируется увеличение штрафов как за отсутствие полиса ОСАГО, так и за нарушение правил дорожного движения.

Обзор нововведений по ОСАГО

Нововведения по ОСАГО в 2021 году коснулись не только изменения стоимости страховки, принципов расчета цены полиса, но и правил техосмотра, запуска новых электронных приложений. 

Повышенные тарифы для нарушителей

Изменился расчет коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь учитывается возраст, стаж водителя, количество ДТП, в которых он был виновником, а также число грубых нарушений ПДД.

Например, лишение прав за езду в алкогольном опьянении, при проезде на запрещающий сигнал светофора, превышение максимально разрешенной скорости, выезде на встречную полосу.

На коэффициент оказывают влияние только повторные нарушения, которые официально зафиксированы.

Таким образом, для безответственных водителей стоимость ОСАГО будет выше. 

В 2021 году РСА утвердил перечень коэффициентов, повышающих стоимость ОСАГО для нарушителей в зависимости от количества правонарушений из расчета за год:

  • 4 и менее – 1,0;
  • 5-9 – 1,86;
  • 10 и более – 3,0.

Нарушения считаются за предыдущий год. Получается, что полис для нарушителей стал дороже в 2–3 раза.

Новые правила техосмотра

Правила прохождения техосмотра в 2021 году пересматривались уже не один раз. Планировалось, что с марта водители на ТС без техосмотра должны платить штраф. Для его прохождения был необходим осмотр транспортного средства. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.

Согласно новому порядку с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно будет со старой диагностической картой.

Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.

Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты. 

Штрафные санкции за отсутствие техосмотра будут применяться с марта 2022 г.

Новые причины отказа в выплате

В соответствии с новыми правилами ОСАГО 2021 г. обоснованные причины для отказа в выплате не изменились. Все они указаны в документах страхования.

Среди уловок страховых компаний, при попытках отказать в выплате, есть следующие:

  • Виновник находился в алкогольном опьянении;
  • Он скрылся с места происшествия;
  • Не вписан в полис;
  • У него не было водительских прав.

Все они незаконные и оспариваются в суде.

Штрафы с камер

Идея выписывать штрафы за отсутствие полиса ОСАГО по камерам фотофиксации возникла несколько лет назад. Планировалось, что транспортные средства, попавшие объектив камеры, будут автоматически проверяться через базы СРА. Если выявлено отсутствие полиса ОСАГО, система сформирует штраф и отправит его виновнику. В принципе так сегодня и происходит при фиксации нарушения ПДД.

Пока такая схема пока была применена в качестве эксперимента в Москве в 2019 году. Транспортные средства без ОСАГО выявить получилось. Штрафы им не выписывали, только информировали владельцев.

Пока официальная информация о том, когда эта схема заработает по всей стране отсутствует. 

Электронные приложения

Запускаются новые электронные приложения, которые позволяют упростить процедуру подачи заявления на компенсацию и получения выплат.

Например, приложение помощник ОСАГО, предназначенное, чтобы оформить извещение о ДТП (европротокола) в упрощенном виде.

Через него можно сфотографировать ДТП и полученные повреждения, система определит координаты происшествия и передаст информацию страховщику.

Планируется к запуску электронное приложение «Госуслуги. Авто» для пользователей портала.

Другие изменения

Снизилась стоимость коэффициента города. В зависимости от величины населенного пункта применяются разные тарифы.

Увеличивается стоимость ОСАГО для водителей младше 22 лет, если у них нет водительского стажа от 3 лет. Также стал дороже неограниченный полис.

С 01.03.2022 года будет взиматься штраф за отсутствие диагностической карты в размере 2 тыс. руб.

Планируется увеличение размера штрафов за езду без ОСАГО и за нарушения ПДД. Уровень выплат по ОСАГО увеличился, т. к. выросли цены на работы и запчасти к ТС.

Начиная с 2021 года введены новые бланки полисов с дополнительными мерами защиты.

Ответы на вопросы 

В 2021 году страховка ОСАГО стала дороже? Стоимость полиса стала дороже, чем в прошлом году для отдельных категорий водителей. 
Как изменились базовые тарифы для легковых автомобилей физических лиц в 2021 году?  Базовый тариф 2021 г.: 2471–5436 руб., в прошлом году он был 2746–4942 руб.

Подведем итоги 

В 2021 году уже вступили в силу и еще планируются к введению ряд новых правил и инструментов по ОСАГО. Часть из них приведет к упрощению оформления полисов и получению выплат, но другая часть ужесточает меры для незаконопослушных водителей:

  • Работают мобильные приложения для упрощения фиксации ДТП. 
  • Нарушители будут платить за ОСАГО больше.
  • Величина штрафа за отсутствие полиса не изменилась.
  • До октября месяца для оформления ОСАГО не нужна диагностическая карта.
  • Пока система автоматического определения отсутствия полиса по фиксации камер видеонаблюдения не применяется.

Отложенный старт

Сегодня вступают в силу изменения в законе об ОСАГО, которые дают страховщикам больше свободы в тарификации. Базовая ставка при расчете цены полиса теперь должна учитывать индивидуальные риски водителя — например, грубые нарушения ПДД.

Впрочем, воспользоваться изменениями с сегодняшнего дня у новых покупателей ОСАГО не получится: не готовы новый порядок информационного обмена ГИБДД и страховщиков и указание ЦБ о расширении тарифного коридора.

Когда они появятся, цена полиса, по расчетам страховщиков, снизится в 180 населенных пунктах, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге.

С 24 августа вступают в силу поправки к закону об ОСАГО — по ним страховщики при выставлении цены полиса могут учитывать риск-профиль конкретных автовладельцев. Сейчас для групп страхователей — например, владельцев легковых автомобилей, зарегистрированных на конкретной территории,— действует одинаковый тариф в пределах коридора, установленного ЦБ (2746–4942 руб.).

По закону страховщик теперь сможет повышать стоимость полиса при наличии повторных в течение года грубых нарушений ПДД (проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости более чем на 60 км/ч), если они зафиксированы не камерами, а инспекторами «вручную».

Вырастет цена полиса и для водителей, лишенных прав за вождение в пьяном виде, оставивших место аварии или причинивших ущерб здоровью участников ДТП.

Кроме того, страховщик сможет учитывать в цене полиса ОСАГО те же факторы, что и в каско,— так, владелец семейного автомобиля с двумя детьми получит тариф ниже, чем холостой гонщик на спортивном автомобиле.

Коэффициенты к базовой ставке (территории, возраста/стажа и др.) будут рассчитываться, как и раньше, но их влияние на тариф уменьшится за счет учета новых данных о водителях.

Впрочем, тарифная вилка, в пределах которой можно увеличивать или уменьшать базовую цену полиса, расширится, но сохранится: с 24 августа, согласно новому указанию ЦБ по тарифам, коридор расширяется на 11% вверх и вниз (для самой многочисленной группы автовладельцев частных легковых автомобилей его новые границы — 2471 руб. и 5436 руб.).

Однако сразу скидки для аккуратных водителей и надбавки для нарушителей страховщики ввести не смогут: на момент написания статьи не были внесены поправки в постановление правительства 2005 года №567 «Об обмене информацией при осуществлении ОСАГО», говорит источник “Ъ”, знакомый с ситуацией.

Пока ГИБДД разрешено передавать в Российский союз автостраховщиков (РСА) только данные об автомобилях, водительских правах граждан и конкретных ДТП, но не о нарушениях ПДД и административных делах. Кроме того, сегодня не вступит в силу и новое указание ЦБ о тарифах. «Оно находится на регистрации в Минюсте. Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время.

Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования»,— сообщили “Ъ” в ЦБ в пятницу вечером.

«Будем считать тарифы по текущим нормам»,— подтвердил “Ъ” заместитель главы «Ингосстраха» Илья Соломатин.

Впрочем, по его словам, актуарии компании уже подсчитали, как изменится стоимость полиса с учетом всех нововведений. «Для среднего автовладельца положение улучшится»,— говорит Илья Соломатин.

Но компании не готовы делиться конкретикой, поскольку не понимают, когда изменения можно будет использовать на практике.

Однако, по данным “Ъ”, РСА уже подсчитал, как изменится с учетом новых данных один из самых популярных коэффициентов ОСАГО — территориальный (КТ).

Он снизится более чем в 180 населенных пунктах: на 5,2% — в Мурманске и Челябинске (с 2,1 до 1,99), на 5% (с 2 до 1,9) в Москве, Казани, Перми, Сургуте и Тюмени, на 4,7% в Кемерово (с 1,9 до 1,81), на 4,4% (с 1,8 до 1,72) — в Санкт-Петербурге, Уфе, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Иваново, Архангельске, Краснодаре, Новороссийске, Красноярске, Магнитогорске, Нижневартовске, Череповце, Новокузнецке. В Новосибирске, Хабаровске, Чебоксарах, Барнауле, Иркутске, Вологде, Набережных Челнах, Ноябрьске, Оренбурге, Северодвинске и в Московской области КТ станет ниже на 4,1% (с 1,7 до 1,63), еще в 22 городах КТ снизится более чем на 3%.

В страховом сообществе предпочитают не делиться аналитикой о ценах для групп автовладельцев, которым придется платить больше. Косвенно об их численности позволяет судить статистика судебного департамента Верховного суда: в 2019 году более 314 тыс.

водителей были лишены прав за вождение в нетрезвом виде и отказ от освидетельствования, более 11 тыс.— за выезд на встречную полосу.

Лишение прав за превышение скорости и за проезд на красный свет практически не применяется — они фиксируются в основном камерами.

«Мы рассчитываем, что изменения на рынке ОСАГО будут плавными, страховые компании будет постепенно менять свои бизнес-модели под новую систему тарификации,— сообщили “Ъ” в ЦБ.— Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время.

Цена полиса лишь должна стать более индивидуальной». «Страховщики смогут использовать в ОСАГО накопленный опыт в каско,— говорит президент РСА Игорь Юргенс.

— Поправки к закону об ОСАГО не приведут к изменению средней стоимости полиса, хотя на тариф продолжит давить рост цен на запчасти».

Татьяна Гришина, Иван Буранов

Внесены изменения в законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС

Документы

Президент подписал Федеральный закон
«О внесении изменений в Федеральный закон „Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств‟
и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона
„Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств‟».

Федеральный закон принят Государственной
Думой 13 мая 2020 года и одобрен Советом Федерации 20 мая 2020 года.

Справка
государственно-правового управления

В Федеральный закон
«Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев
транспортных средств» вносятся изменения, предусматривающие индивидуализацию
платы за страхование по договорам обязательного страхования
гражданской ответственности владельца транспортного средства (далее –
договор обязательного страхования).

Страховым организациям предоставляется
право самостоятельно определять базовые ставки страховых тарифов
(в пределах регулируемых Банком России их максимальных и минимальных
значений, а также с учётом
устанавливаемых им коэффициентов страховых тарифов) в зависимости
от наличия у страхователя и лиц, допущенных им к управлению
транспортным средством, административного или уголовного наказания
за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации
транспортных средств (характеристик вождения), а также от наличия
иных факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при
использовании транспортного средства и на потенциальный размер
причинённого вреда, то есть право учитывать указанные обстоятельства
в цене страхового полиса.

  • С учётом анализа правоприменительной
    практики в названном Федеральном законе уточняются:
  • порядок самостоятельной организации
    проведения потерпевшим независимой технической экспертизы, независимой
    экспертизы (оценки) повреждённого
    имущества. Потерпевший обязан в соответствии с правилами
    обязательного страхования в срок не позднее чем за три дня
    до проведения экспертизы проинформировать страховщика о месте, дате
    и времени её проведения для обеспечения возможности присутствия
    на ней страховщика;
  • порядок расчёта
    неустойки в случае возврата страхователю страховой премии при досрочном
    прекращении договора обязательного страхования;
  • перечень
    документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования.

Кроме того,
в названный Федеральный закон также вносятся изменения, приостанавливающие
действие ряда его положений, в частности положения, касающегося обязанности
владельца транспортного средства иметь диагностическую карту, содержащую
сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям
безопасности транспортных средств (свидетельство о прохождении техосмотра
в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин).
Учитывая сложившуюся социально-экономическую обстановку, вызванную
распространением новой коронавирусной инфекции (COVID‑19), договор
обязательного страхования в период с 1 марта
по 30 сентября 2020 года может быть заключён без представления диагностической
карты (свидетельства), что позволит гражданам продолжить эксплуатацию
автомобиля. В последующем гражданин не позднее чем через один месяц
со дня отмены принятых органами государственной власти на территории
преимущественного использования транспортного средства ограничительных мер,
связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия
населения, должен будет представить
страховой организации указанные документы.

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО — РБК

Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов.

В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.

В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.

Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.

ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний.

В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.

Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса.

С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП.

ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.

По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО осталась практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб. По отношению к дореформенному уровню ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.

Как это скажется на ценах

В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России объявил о новом расширении тарифного коридора.

Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10% вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20%), для легковых машин юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%.

В результате минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 руб., то в будущем он составит 2471–5436 руб.

Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО еще не вступило в силу: оно пока находится на регистрации в Минюсте, сообщил РБК представитель Банка России. «Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он.

По расчетам ЦБ, цена обязательных автостраховок станет «более индивидуальной». «Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время», — подчеркнул представитель регулятора.

С 24 августа тарифы изменятся незначительно, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, а вот для водителей, попадающих часто в аварии, надбавка будет расти существенно», — прогнозирует он.

С повышением цен на страховки столкнутся около 15% клиентов, оценивает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев.

«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в каско, — каждый клиент платит за свой риск.

Однако, в отличие от каско, в тарифах ОСАГО все же есть коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных, но «масштаб сильно снизится».

По его оценкам, хорошие клиенты смогут рассчитывать на снижение стоимости полисов до 30%.

Как работает закон об ОСАГО в новом виде

С 28 апреля 2017 года вступили в действие поправки к федеральному закону об ОСАГО, устанавливающие приоритет страхового возмещения в виде восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства над страховой выплатой. Что изменилось?

Поправки обсуждались длительное время, в них неоднократно вносились изменения, а после их принятия у многих автолюбителей осталось больше вопросов, чем ответов. Мы расскажем об основных изменениях в законе об ОСАГО с введением приоритета натурального возмещения и постараемся дать ответ на самые часто задаваемые вопросы.

Калькулятор ОСАГО Калькулятор КАСКО Оформление онлайн

1. Что изменилось?

Если раньше выбор формы страхового возмещения осуществлялся потерпевшим, то в новой редакции этот порядок меняется.

Теперь страховая компания осуществляет возмещение вреда путем направления на восстановительный ремонт на одну из станций техобслуживания (СТО), с которой у страховщика заключен договор.

Важный нюанс: порядок касается только легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в РФ. Выбрать желаемую СТО страхователь может как на этапе оформления полиса, так и на этапе урегулирования убытка.

При этом закон устанавливает ряд требований к организации проведения восстановительного ремонта.

Во-первых, страховщик не может выдать направление на проведение ремонта на станцию техобслуживания, расстояние до которой больше 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего (по выбору потерпевшего).

Исключением является случай, если страховщик за свой счет организовал транспортировку поврежденного автомобиля до места ремонта и обратно. Во-вторых, срок проведения ремонта должен быть не более 30 дней со дня предоставления транспортного средства на станцию техобслуживания.

В-третьих, ремонт транспортных средств не старше двух лет, находящихся на гарантии, должен производиться только у официального дилера. Минимальный гарантийный срок на работы по ремонту поврежденного автомобиля составляет шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев.

Основным плюсом введенных поправок для автомобилистов является исключение износа из размера выплаты. В отличие от денежной формы возмещения, ремонт будет оплачен страховщиком в полном объеме. При этом использование бывших в употреблении или восстановленных деталей не допускается.

  • Страховая выплата в денежной форме может быть осуществлена только в случаях:
  • — наличия письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим о возмещении в денежной форме;
  • — гибели транспортного средства;
  • — смерти потерпевшего.
  • Потерпевший может самостоятельно выбрать денежную или натуральную компенсацию в следующих случаях:
  • — стоимость ремонта превышает размер максимальной выплаты: 50 000 рублей при оформлении европротокола, 400 000 рублей в остальных случаях;
  • — ДТП с тремя и более участниками, в котором все участники признаны ответственными за причинение вреда, при условии, что потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт;
  • — причинен вред только имуществу, отличному от транспортного средства;
  • — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего;
  • — потерпевший является инвалидом и использует транспортное средство по медицинским показаниям.

Указанные поправки действуют на договоры страхования, заключенные после 28 апреля 2017 года.

После внесения поправок возникли дискуссии: действие какого из полисов должно начинаться с указанной даты — потерпевшего или виновника? По этому поводу ЦБ РФ опубликовал официальное разъяснение.

При обращении в рамках прямого возмещения убытков опираться необходимо на дату заключения договора между потерпевшим и страховщиком, в остальных случаях — на дату заключения договора виновника ДТП.

2. Как осуществляется натуральное возмещение?

Если ДТП произошло в результате столкновения двух автомобилей, ответственность всех участников застрахована в рамках ОСАГО и не был причинен вред жизни и здоровью, то заявление о страховом возмещении потерпевший подает в свою страховую компанию (прямое возмещение убытков). В остальных случаях заявление подается в страховую компанию виновника ДТП. Стоит отметить, что с 25 сентября 2017 года вступает в силу пункт поправок, который предусматривает процесс прямого возмещения убытков в случае ДТП с участием более чем двух участников.

Если на договор распространяется действие поправок о приоритете ремонта над выплатой, то в заявлении о страховом случае нужно отобразить информацию о выбранной из списка страховщика СТО, на которой предполагается производить ремонт.

Если ни одна из станций, с которыми у страховой компании заключен договор, не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта, можно претендовать на выплату страхового возмещения в денежной форме. Этот факт необходимо обязательно отразить в заявлении.

В случае если вы хотите отремонтировать поврежденное транспортное средство в какой-то конкретной СТО, но у страховой компании нет с ней договора, такая возможность законом предусмотрена при наличии письменного согласования от страховщика. Для этого необходимо в заявлении о возмещении ущерба указать полное наименование организации, адрес и платежные реквизиты.

В течение 15 рабочих дней, за исключением нерабочих праздничных дней, страховщик должен рассмотреть документы и предоставить либо письменное согласие на оплату ремонта на указанной СТО, либо отказ в таком виде выплаты.

После подачи документов для осуществления выплаты и проведения осмотра ТС страховая компания должна выдать направление на проведение ремонта в течение 20 календарных дней, за исключением праздничных нерабочих дней.

Если в заявлении вы указывали станцию техобслуживания, с которой у страховщика не заключен договор, то срок выдачи направления увеличивается до 30 дней.

Если страховщик не соблюдает указанные сроки, то вы имеете право на получение неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки.

Если при приеме транспортного средства на ремонт были выявлены скрытые повреждения, расходы по их восстановлению страховщик и станция техобслуживания согласовывают дополнительно.

Максимальный срок восстановительных работ, установленный законом, составляет 30 дней.

В случае несоблюдения указанных сроков можно взыскать со страховой компании штраф в размере 0,5% от размера выплаты за каждый день просрочки.

3. Куда жаловаться?

Ответственность за нарушение сроков проведения ремонтных работ и ненадлежащее их качество несет страховая компания, выдавшая направление.

В случае выявления недостатков выполненных работ при приеме автомобиля или в течение гарантийного срока вам необходимо составить претензию и направить ее страховщику.

В течение пяти календарных дней со дня получения претензии, за исключением праздничных дней, страховщик организует осмотр автомобиля, во время которого проводится оценка полноты и качества проведенных восстановительных работ.

Если осмотр подтвердил наличие недостатков и устранить их можно проведением повторного ремонта, страховщик выдает направление на такой ремонт. Если же устранение недостатков невозможно, производится выплата в денежной форме.

При наличии претензий к работе страховщика обращайтесь в интернет-приемную Банка России или в Российский союз автостраховщиков. В случае неоднократного нарушения обязательств по восстановительному ремонту ЦБ вправе ограничить осуществление таким страховщиком выплаты возмещения в натуральной форме.

На сегодняшний день рано говорить об эффекте от введения приоритета возмещения в натуральной форме. Практика урегулирования убытков по новой схеме пока не сформировалась.

Со слов руководства РСА, она коснется около 30% потерпевших.

Судя по многочисленным отзывам, на ситуацию с доступностью ОСАГО нововведения пока существенно не повлияли, но для оценки результатов страховщиками должно пройти время.

В целом внесенные поправки явно направлены на улучшение ситуации с ОСАГО: ремонт без износа, ответственность страховщика за ремонт и его сроки. Фактор выбора страховщика становится еще существеннее, так как от этого напрямую будет зависеть, сколько сил вы потратите при урегулировании убытка, а также предлагаемый уровень СТО.

Ознакомиться с отзывами о работе страховой компании вы всегда можете в разделе «Народный рейтинг» на Банки.ру, а узнать стоимость полиса ОСАГО и купить его можно, воспользовавшись нашим калькулятором ОСАГО.

Обзор страховых новинок: сентябрь 2021 года

Артем Карапетов опубликовал очередной большой дайджест правовых позиций Верховного Суда за лето 2021 г., и в нем снова много дел по страхованию. Честно говоря, не все дела по-настоящему интересны.

Иногда приходится удивляться тому, как Верховный Суд, как учительница начальных классов, раз за разом объясняет нижестоящим судам вроде бы не самые хитрые истины.

Поэтому и мой комментарий к судебным актам получился неравномерным.

Как и в прошлый раз, описание кейсов я позаимствовала из дайджеста.

Определение от 28.06.2021 № 305-ЭС21-3003

Согласно ст. 931 ГК РФ договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей, они же потерпевшие в обязательстве вследствие причинения вреда).

При наступлении вреда потерпевший самостоятельно выбирает ответственное лицо — непосредственно причинившее вред либо осуществившее страхование ответственности, о существовании которого причинитель вреда во избежание риска отнесения на него убытков обязан сообщить потерпевшему.

Комментарий:

На мой взгляд, наиболее важная позиция этого судебного акта состоит в том, что страхователь, застраховавший ответственность, может самостоятельно возместить вред потерпевшему и получает после этого право требовать выплаты страхового возмещения в свою пользу. Этот подход применялся и раньше.

Но, во-первых, иногда у судов возникали сомнения, вызванные императивным предписанием ст. 931 ГК о том, что выгодоприобретателем по договору страхования ответственности всегда является потерпевший.

Поэтому напоминание о том, что и страхователь, возместивший вред, получает право требование к страховщику, является не лишним.

Во-вторых, в этом деле интересно то, что страхователь возместил убытки не непосредственно потерпевшему (владельцу поврежденной дорожной инфраструктуры), а третьему лицу – компании, привлеченной зарубежными органами полиции для устранения повреждений. Таким образом, позиция, сформулированная ранее, получила расширительное толкование.

Еще один важный вопрос прокомментирован в определении довольно туманно. Судя по описанию обстоятельств дела, у страховщика были возражения, касающиеся обоснованности расходов страхователя по возмещению ущерба.

Возражения касались того, что третье лицо, привлеченное для восстановления дорожной инфраструктуры, возможно, нарушило процедуру обращения с претензиями в рамках обязательного страхования; имелись также сомнения насчет того, покрываются ли такие расходы обязательным страхованием по законодательству страны, где произошел инцидент (ФРГ). Верховный Суд ограничился комментарием о том, что обоснование подобных возражений является обязанностью страховщика (с этим трудно поспорить), а сообщение немецкого страхового бюро по поводу этих возражений является недостаточным. Было бы, конечно, полезно, если бы ВС пояснил причины этой недостаточности.

ВС комментирует в этом определении и известную проблему конкуренции требований о возмещении вреда и о выплате страхового возмещения.

В этой части судебного акта использована не самая удачная формулировка: не сразу понятно, что «лицо, осуществившее страхование ответственности» – это страховщик, а не страхователь.

Однако по сути выбран подход, соответствующий общим началам деликтного права, а также Концепции реформы главы 48 ГК: несмотря на буквальный смысл положений ст. 1072 ГК, потерпевший может выбирать, обращаться ли ему к причинителю вреда или к страховщику ответственности.

Нужно, правда, отметить, что в рамках российского ОСАГО сложился иной подход, согласно которому обращение к страховщику является приоритетным. Однако в данном случае спор касается страхования в рамках системы «Зеленая карта», которое хоть и аналогично ОСАГО, но не регулируется непосредственно российским законом об этом виде страхования.