Оставление места ДТП приравняют к вождению в состоянии опьянения
Конституционный суд (КС) признал законодательный пробел, дающий возможность уходить от серьезного наказания пьяным водителям, покинувшим место ДТП. Соответствующее постановление оглашено КС в среду 25 апреля.
В течение года Госдума должна найти решение этой проблемы и принять необходимые поправки к законам.
Председатель КС Валерий Зорькин уже предложил варианты, среди которых — установление уголовной ответственности за оставление места аварии.
Конституционный суд в среду 25 апреля огласил постановление по делу о проверке конституционности примечания к ст. 264 УК РФ. Этой статьей устанавливается уголовная ответственность для водителей, которые нарушили ПДД и спровоцировали аварию с жертвами.
Напомним, запрос в КС с просьбой изучить содержание статьи направил Ивановский облсуд. Поводом стало дело жителя Иваново Сергея Журавлева: он спровоцировал аварию с погибшими, скрылся с места ДТП, но явился с повинной через год, когда уже невозможно было провести проверку на опьянение.
Суд первой инстанции приговорил господина Журавлева к лишению свободы, собрав доказательства, подтверждающие нетрезвую езду: видео, на котором водитель за рулем пьет шампанское, свидетельские показания и другое.
Адвокаты обвиняемого обжаловали приговор, дело дошло до Верховного суда (ВС), затем вернулось в президиум Ивановского облсуда, который и обратился в КС за разъяснением.
Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, зачитывая постановление КС, заявил следующее: устанавливать состояние опьянения возможно только на основе данных освидетельствования, остальные же доказательства «могут быть приняты во внимание».
Такая конструкция, пояснил господин Зорькин, «направлена на создание правовой гарантии от необоснованного привлечения к ответственности». Скрытие с места ДТП «недопустимо» приравнивать к отказу от освидетельствования, поскольку это нарушило бы принцип презумпции невиновности.
Вместе с тем, пояснил Валерий Зорькин, существует проблема, связанная с тем, что граждане, которые спровоцировали аварию с пострадавшими и скрылись с места ДТП, ставятся в неравное, более выгодное, положение по сравнению с теми, кто остался на месте аварии.
Неравенство заключается в том, что первых невозможно направить на освидетельствование и проверить наличие алкоголя в организме (и если он обнаружен, то применить к ним более жесткие санкции по ст. 264 УК), а вторых — можно.
Такое регулирование не отвечает целям «противодействия преступлений», пояснил господин Зорькин, в связи с чем данный пробел приобретает «конституционную значимость и входит в противоречие с конституционными принципами равенства и справедливости».
Способ решения этой проблемы должен определить «федеральный законодатель» (то есть парламент), отметил Валерий Зорькин. По его словам, есть несколько вариантов. Можно, например, вернуться к старой редакции ст.
264 УК, когда в ней отсутствовали отдельные составы, связанные с управлением автомобилем в состоянии опьянения (они были введены в кодекс по инициативе МВД в 2009 году).
В этом случае решение об усиленной ответственности в связи с употреблением алкоголя за рулем будет определять суд на свое усмотрение.
Второй вариант, предложенный господином Зорькиным,— изменить вид ответственности за оставление места ДТП. Сейчас за это, напомним, предусмотрена административная ответственность по ст. 12.27 КоАП, ч.
1 (лишение прав до полутора лет или административный арест на 15 суток), КС же предлагает сделать это уголовным преступлением. Размер возможных санкций в этом случае в КС не называют.
«Не исключены и иные решения, призванные исключить необоснованное привилегированное положение лиц в состоянии опьянения, нарушивших ПДД и скрывшихся с места аварии»,— отметил Валерий Зорькин.
Юридическая конструкция для решения обозначенной проблемы должна быть выработана и закреплена в законе в течение года, то есть до 25 апреля 2019 года. В течение этого срока ст. 264 УК будет действовать в нынешней редакции.
Если же необходимые поправки внесены не будут, пояснил Валерий Зорькин, то примечание к ст. 264 УК утратит силу.
В нем, напомним, прописано, что пьяным считается водитель, у которого в выдохе выявлено 0,16 мг (или 0,3 г на литр крови, эта норма заработает с 3 июля 2018 года) алкоголя, либо отказавшийся от освидетельствования. Исключение этого примечания, очевидно, серьезно затруднит процесс наказания водителей, которые сели за руль в пьяном виде и спровоцировали аварию.
Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков с позицией КС не согласился. «Решить эту проблему можно только одни способом — приравнять покидание места ДТП к отказу от освидетельствования, все остальные способы кажутся сомнительными,— считает он.— Тем более что здесь речь идет еще об оставлении другого человека в опасности».
Идею введения уголовной ответственности за оставление места ДТП депутат также не поддержал. По словам господина Лысакова, вместо этого нужно вносить правки в статью 12.27 КоАП, введя дифференцированную ответственность.
«Довольно жизненная ситуация, когда человек слегка чиркнул чужую машину на стоянке, оставил владельцу свои координаты, расплатился и уехал,— привел пример депутат.— В этом случае, конечно, нужно ограничиться небольшим штрафом. А если уж намеренно сбежал и нанес серьезный ущерб, то тогда можно говорить о более серьезном наказании».
По его словам, после получения текста постановления КС в Госдуме будет создана рабочая группа из представителей МВД, Минюста и других экспертов по подготовке законопроекта.
Автомобильный правозащитник Лев Воропаев также считает, что закрыть описанный КС законодательный пробел можно, лишь приравняв оставление места ДТП с отказом от освидетельствования. А вот вводить уголовную ответственность за покидание места аварии нельзя, считает господин Воропаев.
«Огромное количество случаев, когда люди случайно царапают чужие машины, даже не замечая этого, и потом суды их наказывают за оставление места ДТП,— рассказывает он.
— Представляете, что будет, если все эти водители станут уголовным преступниками? Вносить такие поправки было бы крайне неправильным».
Иван Буранов
Советы “Ъ” по освидетельствованию на состояние опьянения
Читать далее
Сбежавших с места ДТП водителей приравняли к пьяным
Новый закон направлен на восстановление справедливости, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.
«Те, кто сбежал с места ДТП, в котором пострадали или погибли люди, сейчас несут меньшую ответственность, чем те, кто остался и сдал тест на алкоголь», — отметил он.
По оценке председателя Госдумы, принятие законопроекта «послужит дополнительной профилактической мерой для обеспечения безопасности на дорогах».
Сейчас те, кто сбежал с места ДТП, в котором пострадали или погибли люди, несут меньшую ответственность, чем те, кто остался и сдал тест на алкоголь
Пока что всем сбежавшим с места аварии водителям грозит только административное наказание — лишение права управления автомобилем на срок от одного года до полутора лет или арест на срок до 15 суток. Теперь административная ответственность будет наступать только в случаях, если водитель скрылся с места ДТП, где не было жертв.
Начальник ГИБДД: Превышение на 1 км в час — по закону уже нарушение
Если же в результате аварии был причинен тяжкий вред здоровью потерпевших, то водитель будет наказываться так же, как будто сел за руль пьяным. Ему будет грозить лишение свободы на срок до 4 лет. В случае смерти пострадавшего — от 2 до 7 лет. Если погибли двое и более лиц — от 4 до 9 лет.
Изменения устранят выявленный Конституционным судом РФ пробел в уголовно-правовом регулировании. О необходимости принять такой закон ранее заявлял также премьер-министр Дмитрий Медведев.
«Мы делаем более жесткой ответственность водителей, которые скрываются с места ДТП, где пострадали или погибли люди, — сказал он в ходе рассмотрения этой инициативы кабмином.
— В этих случаях невозможно точно установить, был ли водитель в состоянии опьянения или нет, поэтому, согласно действующим нормам УК, его автоматически предполагают трезвым, что позволяет уйти от более сурового наказания».
Тем временем
Госдума приняла в окончательном чтении законопроект, уравнивающий статус бумажного и электронного полисов «автогражданки» и вводящий возможность электронного оформления европротокола. Кроме того, отменяется запрет на перестрахование в ОСАГО.
Закон был инициирован правительством РФ. Документ вводит единый подход к заключению договора ОСАГО на бумажном носителе и в виде электронного документа, после чего станет необязательным предъявление на дорогах бумажной распечатки полиса ОСАГО.
Введут ли плату за проезд загруженных перекрестков
Электронный полис защитит от «липовых» страховщиков, считает председатель Госдумы Вячеслав Володин. А еще это удобство, которое упростит автомобилистам жизнь. «Больше не нужно будет возить полис с собой, достаточно знать его номер», — отметил он.
Согласно законопроекту, проверить наличие договора ОСАГО станет возможным, например, с мобильного устройства, через обращение к информационной базе данных.
Беглецов приравняли к пьяным: как изменилось наказание для скрывшихся с места ДТП
В конце апреля в силу вступили два Федеральных закона – № 64-ФЗ и № 65-ФЗ, которые ужесточили наказание для водителей, скрывшихся с места ДТП с тяжело пострадавшими или погибшими. Теперь ни них распространяются те же санкции, что и на пьяных виновников серьезных аварий.
Два новых закона, вносящих поправки в КоАП и УК РФ, вступили в силу 24 апреля 2019 года – сразу после их подписания президентом.
Первый закон исключает из КоАП наказание за оставление места ДТП, подразумевающего уголовную ответственность. Теперь часть 2 статьи 12.27 КоАП звучит так:
Оставление водителем в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.
— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 13 мая 2019 г.
Под уголовно наказуемым деянием при ДТП подразумевается нанесение тяжкого вреда здоровью, а также смерть одного или нескольких участников аварии.
Как теперь накажут водителя, сбежавшего с места ДТП?
Второй закон вносит изменения в части 2, 4 и 6 статьи 264 УК, которые регламентируют наказание за причинение тяжкого вреда или смерти участникам ДТП. Во все три части было внесено одинаковое изменение.
Если раньше более сурово каралось ДТП «совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения», то теперь к нему приравняли ДТП, которое «сопряжено с оставлением места его совершения».
Иными словами, водителей, сбежавших с места ДТП с тяжело ранеными или погибшими, теперь будут наказывать так же, как пьяных.
Таким образом, согласно части 2 статьи 264 причинение тяжкого вреда здоровью и для пьяных виновников, и для оставивших место ДТП наказывается принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Согласно части 4 статьи 264 нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
— Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) May 13, 2019
Согласно части 6 статьи 264 смерть двух или более лиц наказывается лишением свободы на срок от четырех до девяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Какие еще изменения вносят новые законы?
Несмотря на то, что наказание за ДТП с пострадавшими и погибшими теперь уравняли для пьяниц и беглецов, в статью 264.1, регламентирующей наказание за повторную пьяную езду, внесли поправку, разделяющую ответственность.
Наказание за повторную пьяную езду распространяется только на лиц, имеющих судимость за совершение в состоянии опьянения преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 настоящего Кодекса.
Если же пьяным за рулем попадется водитель, ранее осужденный за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти, сопряженное с оставлением места ДТП, то он получит административное наказание согласно части 1 статьи 12.
8 КоАП – административный штраф в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет. иными словами, он будет наказан «как в первый раз», за первичное управление автомобилем в нетрезвом состоянии.
Сбежал с места ДТП? Садись в тюрьму
Вячеслав Лысаков. ПГ / Юрий Инякин
В России может быть введена уголовная ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия. С соответствующем предложением выступил Конституционный суд. В Госдуме эту идею не поддержали.
Зампред Комитета палаты по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что побег с места ДТП следует приравнять к нахождению в состоянии опьянения.
Об этом он рассказал в интервью «Парламентской газете».
— Вячеслав Иванович, Конституционный суд признал, что существует законодательный пробел, дающий возможность пьяным водителям уходить от наказания. Чтобы устранить проблему, глава КС Валерий Зорькин предложил ввести уголовную ответственность за оставление места ДТП. Как вы относитесь к этой идее?
— Я не согласен с решением Конституционного суда, но вынужден ему подчиниться. Конституционный суд выносит парадоксальные постановления, но обжалованию они не подлежат.
После обсуждения случая в Иванове, где пьяный водитель сбежал с места аварии, Конституционный суд подтвердил, что в законодательстве есть пробел: скрывшиеся с места ДТП нетрезвые граждане получают более мягкое наказание, чем те, которые остались.
Нетрезвое состояние является отягчающим обстоятельством, и виновные получают наказание на два года больше.
— Почему бы не приравнять оставление места ДТП к состоянию опьянения?
— Конституционный суд выступает против этого. Сейчас, если человек отказывается ехать в медучреждение для освидетельствования, суд автоматически лишает его права управления автомобилем, приравнивая к пьяному вождению. В Административном кодексе эта норма работает, и депутаты предлагали ввести её в Уголовный кодекс. Но Конституционный суд перекрыл нам такую возможность.
Госдума обязана закрыть соответствующий пробел, и тут придётся поломать голову и заняться правовой эквилибристикой. Мы должны разработать соответствующий законопроект в течение года.
Несколько лет назад я предлагал приравнять оставление места ДТП, особенно если есть погибшие и пострадавшие, к состоянию опьянения. Сбегая с места происшествия, от ответственности уходят те, кто находится под воздействием алкоголя или психотропных веществ. Люди оставляют без помощи пострадавших, не вызывая ни скорую, ни ГАИ.
— Чем чревато предложение Конституционного суда о введении уголовной ответственности за оставление места ДТП?
— Есть масса случаев, когда люди уехали, даже не зная, что было ДТП. Например, «чиркнул» бампером соседнюю машину.
Или было небольшое столкновение, человек сто раз извинился, заплатил, оставил свои координаты и уехал по срочным делам, не став ждать ГИБДД.
По логике Конституционного суда за это должна последовать уголовная ответственность. Можно рассматривать этот вариант, только если есть пострадавшие.
— Госдума обязана выполнить постановление Конституционного суда?
— Госдума обязана закрыть соответствующий пробел, и тут придётся поломать голову и заняться правовой эквилибристикой. Мы должны разработать соответствующий законопроект в течение года.
Конституционный суд считает, что критерии опьянения должны быть пересмотрены, так как существует презумпция невиновности и нельзя признать пьяным человека, который отказался от медосвидетельствования.
Так что депутатам предстоит ввести такую уголовную ответственность, которая в совокупности будет равна состоянию опьянения. Как выйти из ситуации, будет решать рабочая группа, которую мы создадим в Госдуме.
Смотрите, какая тема — Оставление места ДТП: что грозит, как избежать наказания, будет ли регресс?
- Оставление места ДТП ставит уехавшего водителя в невыгодное положение – в 2022 году ему грозит лишение прав или административный арест по части 2 ст. 12.27 КоАП РФ, а в случае тяжкого вреда здоровью или смерти людей – вплоть до 15 лет лишения свободы.
- Но не в каждой ситуации лишают прав. Есть случаи, когда суровой санкции можно избежать.
- Если вы не заметили ДТП и уехали – у вас отсутствовал умысел скрываться с места происшествия. Обычно в таких случаях суды переквалифицируют дело на часть 1 ст. 12.27 КоАП, где предусмотрен штраф в 1 000 рублей.
- А вот с бесконтактным ДТП всё гораздо сложнее.
Если водитель заметил, что спровоцировал аварию, но уехал – его могут привлечь как за оставление места ДТП (на это указал Верховный Суд).
- Когда вы уехали, но успели вернуться на место инцидента до приезда ДПС – лишение прав вам также не грозит. Ведь у вас отсутствовал умысел скрываться, и вы приехали.
- Если был оформлен европротокол или соблюдались условия для его оформления, то оба участника ДТП могут разъехаться без последствий. Данная ситуация не считается покиданием места происшествия. Но нужно позаботиться об оформлении расписки (если виновник возмещает ущерб потерпевшей стороне).
- Крайняя необходимость также играет в пользу уехавшего водителя.
Но на практике суд может не поверить и привлечь по части 2 ст. 12.27 КоАП, так что нужны доказательства экстренного отъезда.
- Сотрудники ГИБДД неохотно ищут скрывшихся водителей. Поэтому в ваших интересах организовать поиски самостоятельно.
- Страховые возмещают ущерб по ОСАГО только при идентификации автомобиля уехавшего водителя или его самого.
Пострадавшие в аварии могут обратиться за выплатами в РСА.
- На практике 2022 года есть два рабочих способа избежать лишения прав за оставление места ДТП – либо выждать 3-месячный срок привлечения к ответственности по суду, либо воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и не свидетельствовать против себя и своих родных.
- Пешеходов, велосипедистов и самокатчиков также наказывают – но не за оставление места ДТП, а за несоблюдение ПДД. Но, в отличие от водителей, пешеходов могут лишь оштрафовать на сумму от 500 до 1 500 рублей. Если установить причинение ущерба машине от действий пеших участников ДТП, с них можно взыскать компенсацию за ремонт – в рамках гражданского производства.
Оставление места ДТП, как и езда в пьяном виде – считается грубым правонарушением. Скрывшиеся водители рискуют остаться без прав на 1,5 года, а в ряде случаев сесть в тюрьму на срок до 15 лет. Однако вопрос покидания места аварии не так прост, как кажется.
Бывают случаи, когда водитель не замечает контакта с другой машиной, успевает вернуться до приезда сотрудников ГИБДД или действует в состоянии крайней необходимости. Поэтому за оставление ДТП далеко не всем грозят лишение прав и другие санкции. Давайте разберёмся, что считается покиданием места происшествия, что за это грозит, как избежать наказания, получить выплаты по ОСАГО и как действовать, если вы виновник или потерпевший.
Что считается оставлением места ДТП?
Далеко не каждую ситуацию можно трактовать как оставление места ДТП. В первую очередь это связано с условиями наступления дорожно-транспортного происшествия.
ДТП – это событие, возникшее в процессе движения транспортного средства или с его участием, в ходе которого пострадали люди или был нанесён ущерб имуществу. Например, если сосед открыл дверь своей машины и поцарапал ваш стоящий во дворе автомобиль – это не считается ДТП. Следовательно, ушедшего домой соседа нельзя будет привлечь по части 2 ст. 12.27 КоАП за оставление места аварии.
В свою очередь, оставление места ДТП – это покидание места дорожно-транспортного происшествия одним или несколькими его участниками в нарушение пункта 2.5 ПДД, если отъезд произошёл:
При этом не столь важно, где произошёл контакт автомобилей – в городе, на трассе, на парковке, возле заправки или во дворе. Также не имеет значения, как именно скрылся виновник ДТП – уехал на машине или просто сбежал. Факт в том, что действия такого водителя образуют состав правонарушения по части 2 ст. 12.27 КоАП и являются основанием для привлечения к ответственности за уезд с места ДТП.
Что грозит за сокрытие с места ДТП в 2022 году?
Водителю, который покинул аварию, не удастся отделаться штрафом. Дело в том, что такая мера ответственности как штраф за отъезд с места ДТП законом не предусмотрена. Зато действуют другие, более суровые наказания – от лишения водительских прав до лишения свободы.
И ниже в таблице мы приведём все наказания за оставление места ДТП в 2022 году:
Уехал с места аварии | часть 2 ст. 12.27 КоАП | Одно из наказаний по выбору судьи:
|
Скрылся, но затем вернулся до приезда ГИБДД | переквалификация наказания на ч. 1 ст. 12.27 КоАП | если не было умысла, то судья может назначить штраф в 1 000 рублей |
Не заметил ДТП и уехал | на практике чаще применяется ч. 1 ст. 12.27 КоАП | тот же штраф в размере 1 000 рублей |
Не получал права и удрал с места аварии | часть 2 ст. 12.27 КоАП | вместо лишения водительских прав (которых у виновника нет) суд назначит арест |
Скрылся, будучи лишенным права управлять транспортными средствами | та же часть | административный арест на несколько суток |
Уехал, будучи пьяным | часть 2 ст. 12.27 Кодекса | лишение до 1,5 лет или арест до 15 суток |
Скрылся с ДТП, и нанесён тяжкий ущерб здоровью | часть 2 ст. 264 УК РФ | Суд выносит одно из наказаний:
Одновременно с этим водителя лишают прав на срок до 3 лет. |
ДТП с летальным исходом | часть 4 и часть 6 ст. 264 УК РФ | Меры ответственности зависят от количества погибших:
Плюсом к наказанию является лишение водительских прав до 3 лет. |
Отметим, что инспекторы ДПС не могут лишать прав за покидание места аварии. Наказание выносит исключительно судья – мирового или районного суда. Сотрудники ГИБДД лишь собирают материалы дела и передают их в судебную инстанцию на рассмотрение.
Лишат ли прав за отъезд с места ДТП?
Да, но не во всех случаях.
Любое административное наказание назначается только за виновное деяние – на это указывает часть 1 ст. 2.1 КоАП. При этом нужно определить не просто вину, а умысел в совершении противоправного деяния (ст. 2.2 КоАП РФ). В нашем случае водитель должен осознать, что произошло ДТП, но при этом, ничуть не сомневаясь, уехать или убежать с места происшествия.
Однако умысел присутствует не всегда. И ниже мы разберём разные ситуации.
Если я не заметил ДТП и уехал?
Однозначно сказать, какое наказание вас ожидает – сложно. На практике в 2022 году вас могут как лишить прав, так и оштрафовать. Но часто в таких случаях суды идут навстречу водителям и переквалифицируют дело с части 2 на часть 1 ст. 12.27 КоАП РФ.
Водителю не грозит лишение прав, если:
- контакт автомобилей был незначительным – то есть таким, что вы его даже не почувствовали, и потому уехали,
- в результате касания ни одно транспортное средство не получило повреждений (например, притёрлись зеркалами, но на них нет ни сколов, ни трещин, ни облезшей плёнки).
Это объясняется тем, что водитель подвергается административной ответственности только за те нарушения, в отношении которых установлена вина этого самого водителя (ч. 1 ст. 1.5 Кодекса).
При этом неотъемлемым атрибутом формы вины является умысел.
И если водитель не заметил ДТП и уехал с места происшествия – он сделал это неумышленно, а значит не может быть подвергнут наказанию в виде лишения прав.
Оставление места ДТП – примеры выигранных дел
В данном разделе можно ознакомиться с примерами выигранных нами дел, возбуждённых по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, – оставление места ДТП (скрытие с места ДТП).
Хотите, чтобы и Ваше дело закончилось благополучно, — обращайтесь!
Лишение прав за оставление места ДТП заменено устным замечанием
В Химкинском городском суде Московской области, по результатам рассмотрения жалобы на постановление мирового судьи, лишение водительских прав за оставление места ДТП сроком на 1 год заменено устным замечанием. Постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено за малозначительностью совершённого административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).
Постановлением мирового судьи судебного участка № 99 Московской области (Красногорский судебный район) клиент освобождён от ответственности за оставление места ДТП без пострадавших. Административное правонарушение признано малозначительным (ст. 2.
9 КоАП РФ), в отношении клиента суд ограничился устным замечанием. Напомним, санкция ч. 2 ст. 12.
27 КоАП РФ (оставление места ДТП) предусматривает наказание в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от года до полутора или административный арест до 15-ти суток.
Дело об оставлении места ДТП рассмотрено за сроком давности
В Московском городском суде отменено постановление, в соответствии с которым водитель был признан виновным в оставлении места ДТП (ч. 2 ст. 12.
27 КоАП РФ) и ему было назначено наказание в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год.
Причина – суд первой инстанции рассмотрел дело за истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Производство по делу прекращено.
Доказали, что ДТП вообще не было!
Ещё один случай из нашей судебной практики по делам об оставлении места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ): в Московском городском суде отменено постановление судьи районного суда о лишении водительских прав сроком на 1 год и прекращено производство по делу. Удалось доказать, что ДТП вообще не было.
Наказание за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ) отменено
В Московском городском суде отменено постановление судьи районного суда, в соответствии с которым водителю было назначено наказание за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.
27 КоАП РФ) в виде лишения водительских прав на срок 1 год и 2 месяца. Причина – постановление в полном объёме было вынесено уже за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Производство по делу прекращено.
Отменено лишение водительских прав за оставление места ДТП
В Верховном Суде Российской Федерации отменено постановление, в соответствии с которым клиент был лишён водительских прав за якобы оставление места ДТП (правонарушение предусмотрено ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ). Производство по делу прекращено. Как указал Верховный Суд, выводы о доказанности совершения административного правонарушения нельзя признать основанными на достоверных доказательствах.
Дело об оставлении места ДТП прекращено в районном суде
В Гагаринском районном суде г. Москвы прекращено производство по делу об оставлении места ДТП (ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ). Исследовав все собранные доказательства, суд посчитал недоказанным как сам факт участия клиента в дорожно-транспортном происшествии, так и наличие у него умысла на оставление места ДТП, даже если такой факт и имел бы место.
Госдума приравняла оставление места ДТП к «пьяной» езде – Новости Владивостока на VL.ru
Госдума в третьем чтении приняла поправки к ст. 264 УК РФ, ужесточающие ответственность водителей, которые скрылись с места дорожно-транспортного происшествия, повлекшего тяжкие последствия или смерть человека, пишет Drom.ru.
Прежде ст. 264 УК РФ предусматривала усиленную ответственность за совершение ДТП в пьяном виде. В частности, при двух погибших в ДТП можно получить до пяти лет тюрьмы, если водитель был трезв, и на четыре года больше, если он был пьян.
Проблема заключалась в том, что пьяный водитель-виновник часто сбегал с места аварии. При этом даже если его находили на следующий день, доказать состояние опьянения было невозможно. Такие беглецы автоматически считались трезвыми.
Весной 2018 года Конституционный суд РФ признал, что нетрезвые водители, покинувшие место ДТП, оказывались в лучшем положении, чем те, кто дождался сотрудников полиции. В итоге законодателям предписали исправить ситуацию и внести поправки в Уголовный кодекс.
- Теперь сбежавших виновников ДТП с пострадавшими или жертвами автоматически приравняют к пьяным: им будет грозить такая же ответственность, как и в случае прохождения положительного теста на алкоголь.
- Сроки заключения составят:
- — до 4 лет лишения свободы, если в аварии есть пострадавшие с тяжелыми травмами; — до 7 лет, если в ДТП погиб один человек;
- — до 9 лет, если авария привела к гибели двух и более человек.
Вместе с этим внесены изменения в статью 12.27 КоАП. Теперь водителю, покинувшему место аварии, в которой никто не погиб и не пострадал, грозит административный арест до 15 суток или лишение прав.
На днях в Думу внесли еще один законопроект, ужесточающий ответственность водителей, которые сели за руль в пьяном виде и стали виновниками ДТП с жертвами. Предлагаемые поправки в ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» предусматривают изменение максимальных сроков для следующих видов нарушений:
- — за причинение тяжкого вреда здоровью водителю будет грозить наказание в виде лишения свободы – увеличение с 4 до 7 лет; — за смерть одного человека в «пьяном» ДТП – с 7 до 12 лет;
- — за гибель двух или более лиц – с 12 до 15 лет.
Ранее ужесточить наказание для пьяных виновников ДТП предлагал председатель Госдумы Вячеслав Володин. Он сообщил, что ежегодно более 4000 человек погибают в ДТП с нетрезвыми водителями, а более 20 000 становятся инвалидами. «За пять лет под колесами пьяного водителя исчезает город», – отметил Володин.
Если водитель скрылся с места ДТП
Согласно КоАП РФ оставление места ДТП влечет за собой лишение водительских прав сроком от одного до полутора лет или административный арест до 15 суток (ст.12.27 ч.2 КоАП РФ).
По статистике ГИБДД УМВД России по городу Пскову, за 9 месяцев 2020 года произошло 419 ДТП, водители которых скрылись с места ДТП.
Оставить место ДТП– значит покинуть его любым способом: пешком, бегом, на своем или попутном транспорте. Не станет оправданием и тот факт, если водитель сбежал, но оставил машину на месте аварии или покинул ДТП из-за агрессивного поведения, а также конфликта с другими участниками столкновения.
Местом ДТП является не только дорога, но и прилегающая территория, например, парковка, двор, автозаправка.
Наказание за оставление места аварии наступит, если:
- столкнулись два или более автомобилей;
- совершен наезд на пешехода, велосипедиста или иное лицо, не являющееся водителем, автомобиль опрокинулся, столкнулся с отбойником, столбом, деревом.
Считается, что водитель скрылся с места ДТП, если:
- уехал до приезда сотрудников ГИБДД или заполнения Европротокола с другим участником аварии;
- не вернулся после того, как доставил пострадавшего, если его нельзя было отправить в больницу попутным транспортом.
К ответственности за оставление места ДТП может быть привлечен как виновник аварии, так и потерпевший.
Ответственность за оставление места ДТП
Статистика судебных решений такова, что самое частое наказание за оставление ДТП — лишение прав. Суд назначает арест только в исключительных случаях. Но стоит учесть, что сотрудник ГИБДД не назначает наказание. Только суд определяет наказание и его строгость.
Зачастую водители оставляют место ДТП, так как в момент его совершения находились в состоянии опьянения и таким образом пытаются избежать наказания. Не редкость сейчас и такая ситуация.
Автомобилисты договариваются о деталях урегулирования последствий ДТП, разъезжаются, а потом один из водителей заявляет под нажимом окружающих о произошедшей аварии в ГИБДД.
И поскольку никаких документов, подтверждающих достижение мирного соглашения сторон, нет, то второй участник признается покинувшим место ДТП самовольно.
ДТП без пострадавших
Такое нарушение регламентируется ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В этом случае тот, кто покинул место ДТП, будет лишен права на управление транспортным средством на год-полтора или получит административный арест до 15 суток.
ДТП с пострадавшими
Данные обстоятельства будут рассматриваться в рамках ст. 12.24 Кодекса об административных правонарушениях. При назначении наказания судья учитывает, имеются ли пострадавшие или нет.
Если они есть, то какова степень тяжести полученных травм? Если в результате ДТП виновником, скрывшимся с места аварии, другим участникам был причинен тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет привлечен к уголовной ответственности по ст.264 УК РФ:
- за причинение тяжкого вреда здоровью человека – к принудительным работам до 5 лет или лишению свободы на срок от 3 до 7 лет;
- за смерть человека – к лишению свободы на срок от 5 до 12 лет;
- за смерть двух и более лиц – к лишению свободы на срок от 8 до 15 лет.
Кроме того, водитель дополнительно будет лишен права управления транспортным средством на 3 года.
Как нужно действовать, если вы попали в ДТП, а другой его участник скрылся
На этот вопрос ответ дают п.2.5., п.2.6., п.2.6.1. Правил дорожного движения. При ДТП водитель, причастный к нему, должен немедленно остановить транспортное средство и не трогаться с места до приезда сотрудников ГИБДД, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
Кроме того, ДТП возможно оформить по Европротоколу, если нет пострадавших и все участники аварии признают, что не имеют претензии ко всем участникам происшествия. Отдельно стоит обратить внимание на ситуации, когда водители, стараясь помочь потерпевшим в ДТП, становятся виновными в нарушении — их привлекают к административной ответственности за оставление места ДТП.
Даже если водитель покинул место ДТП по очень важной и уважительной причине — он обязан вернуться на место аварии.
Помните: сегодня вы уедете с места ДТП, а завтра вас могут лишить прав! Будьте аккуратны и бдительны за рулем!
ГИБДД УМВД России по городу Пскову
Оставление места ДТП хотят приравнять к езде в нетрезвом виде | Новости
К сожалению, типичная картина этого правонарушения выглядит следующим образом: водитель, находясь за рулём в нетрезвом состоянии, нарушил правила дорожного движения, причинил ущерб автомашине другого участника дорожного движения, не желая нести заслуженную ответственность, скрылся с места ДТП. А теперь, представим, что в ДТП не только был повреждён автомобиль, но и серьёзно травмированы находившиеся в нём люди. О более тяжких последствиях, связанных с их гибелью, говорить не хочется.
Вплоть РґРѕ настоящего времени, РІРёРЅРѕРІРЅРёРє аварии, находившийся РІ нетрезвом состоянии Рё причинивший вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ РєРѕРјСѓ-либо РёР· участников дорожного движения, предпочитал скрыться СЃ места происшествия. РќР° следующий день, протрезвев, РѕРЅ РјРѕРі добровольно явиться РІ полицию Рё раскаяться РІ содеянном. Поскольку доказать, что, РІ момент совершения ДТП РѕРЅ был нетрезвым, уже невозможно, Р·Р° СЃРІРѕС‘ деяние РѕРЅ нёс минимально возможное наказание, предусмотренное для «С‚резвых» водителей.
Всего по стране каждый год фиксируется около 300 тысяч случаев оставления места ДТП, из них, несколько тысяч приходятся на особо тяжкие случаи, где травмированы или погибли люди. Менять ситуацию действительно надо. Без ужесточения ответственности для виновных водителей здесь, по-видимому, не обойтись.
7 февраля 2019 г.
РІ Госдуме Р Р¤ РІ первом чтении были рассмотрены сразу РґРІР° законопроекта РѕР± ужесточении ответственности Р·Р° самовольное оставление водителем места ДТП. РћРґРёРЅ РёР· законопроектов касался изменений РІ области административного, Р° РґСЂСѓРіРѕР№ – РІ области уголовного права.
Сегодня оставление места дорожно-транспортного происшествия влечёт за собой только административную ответственность по ч. 2 ст.12.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях ( далее, КоАП РФ).
Здесь говорится, что оставление водителем места ДТП, участником которого он был, наказывается лишением водительских прав на срок от одного года до полутора лет либо административным арестом на срок до 15 суток.
Теперь данная административная статья будет применяться к водителям, виновным в оставлении места ДТП, только лишь при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Авторы законопроекта предлагают в случае тяжких ДТП, где причинён вред здоровью, или наступила смерть потерпевшего, применять к беглецам с места ДТП соответствующие нормы уголовного кодекса.
Р’ частности, предлагается распространить РЅР° такую категорию правонарушителей положения СЃС‚.264 РЈРљ Р Р¤ «РќР°СЂСѓС€РµРЅРёРµ правил дорожного движения Рё эксплуатации транспортных средств».
Отныне, оставление места ДТП, подпадающее под признаки уголовного преступления, будет приравниваться к вождению в нетрезвом состоянии, что является отягчающим признаком, влекущим повышенное наказание по данной статье.
- Соответственно ужесточается и уголовная ответственность для таких водителей.
- В случае, если водитель скрылся с места ДТП со смертельным исходом (один погибший), то он подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до 7 лет.
- А вот если водитель скрылся с места ДТП, в котором погибли двое или более лиц, то он может понести наказание в виде лишения свободы на срок до девяти лет.
Ко второму чтению, законопроекты, судя по всему, обрастут дополнительными поправками.
Хотелось бы, чтобы эти поправки касались не только ужесточения мер наказания к виновным водителям, но и затрагивали также вопросы квалификации самого деяния.
Пока что попытка приравнять по степени ответственности скрывшихся с места ДТП водителей к нетрезвым водителям, выглядит не слишком удачно. Обстоятельства ДТП бывают разными.
� не всегда скрывшийся с места происшествия водитель в полной мере оценивал всю тяжесть ДТП в момент его совершения.
Чего нельзя сказать Рѕ нетрезвых водителях: совершение преступления нетрезвым водителем традиционно квалифицируется СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРёРј уголовным законодательством, как отягчающий признак, предполагающий повышенную ответственность. Стоит ли произвольно выделять РѕРґРёРЅ состав правонарушения – оставление места ДТП – Рё приравнивать его РїРѕ тяжести Рє нахождению Р·Р° рулём РІ нетрезвом состоянии?
Кроме того, в законопроектах никак не разъясняется, как быть с лицами, оставившими место ДТП два и более раз. Получается, что между ними, и теми, кто сделал это впервые, нет никакой разницы?
Таким образом, при всей важности затрагиваемой проблемы, представленные на обсуждение Госдумы и уже прошедшие первое чтение законопроекты, недостаточно проработаны и нуждаются в серьёзном критическом осмыслении и обсуждении.