Персонал

Обязанности Граждан По Воинскому Учету В 2023 Году

Для работодателей изменили правила воинского учета военнообязанных работников, а также установили новые штрафы за их нарушения. Рассказываем, какие изменения ожидают работодателей и какие штрафы будут введены за несоблюдение правил воинского учета.

Новые правила вручения работникам повесток

С 5 августа 2023 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211, изменившее порядок ведения работодателями воинского учета военнообязанных сотрудников. 

Одно из изменений касается правил вручения работникам повесток, поступивших из военных комиссариатов. При этом изменилась и форма вручаемых работникам повесток. Новая форма приведена в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Новые правила прямо устанавливают, что работодатели обязаны вручать работникам повестки лично не позднее, чем за 3 дня до назначенного срока явки в военный комиссариат, указанного в повестке. 

Военкомат, направивший повестку работодателю, одновременно разместит ее и в специальном электронном реестре. Единый реестр сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, как ожидается, заработает не ранее начала осеннего призыва 2023 года.

Если работник откажется от получения повестки, повестка будет считаться врученной в день такого отказа. При этом работодатель обязан проинформировать военкомат об отказе.

Для этого на повестке необходимо  проставить отметку, содержащую дату отказа, должность, подпись и ФИО лица, вручавшего повестку, а также подписи и ФИО присутствовавших при этом свидетелей.

Далее повестку с отказом от ее получения необходимо направить в военкомат не позднее дня, назначенного для явки в военный комиссариат.

Если работодатель не вручит повестку работнику, его оштрафуют по ст. 21.2 КоАП РФ, а повестка будет считаться врученной работнику по истечении 7 дней с даты ее размещения в реестре повесток.

Новые отчеты для работодателей

Одновременно для работодателей обновили форму отчета о заключении с военнообязанным работником трудового договора и увольнении военнообязанного работника. Новая форма отчета приведена в приложении № 2 к постановлению Правительства РФ от 27.11.2006 № 719. 

Ранее работодатели обязаны были направлять в военкомат сведения о трудоустройстве или увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету, в течение 2 недель с момента издания приказа о приеме на работу или увольнении работника.

По новым правилам соответствующий отчет, начиная с 14 апреля 2023 года, необходимо направлять в военкомат в течение 5 дней со дня данных кадровых изменений. В новом отчете теперь не нужно указывать военно-учетную специальность принимаемого или увольняемого военнообязанного сотрудника.

Вместо указанных сведений в отчете нужно указывать серию и номер паспорта, СНИЛС, а также дату рождения военнообязанного работника.

Списки работников мужского пола

С 5 августа 2023 года для работодателей отменяется обязанность по представлению в военкоматы списков работников мужского пола. 

Ранее работодатели обязаны были ежегодно в сентябре представлять в военкоматы списки работников мужского пола 15- и 16-летнего возраста.

Кроме того, до 1 ноября работодатели должны были представлять списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

Теперь составлять и направлять в военкоматы указанные списки работодателям больше не потребуется (п. 13 постановления Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211).

Одновременно работодателям установили сроки для предоставления в военкоматы сведений об обнаружении в документах воинского учета ошибок и неточностей.

О данных ошибках, не оговоренных исправлениях, неточностях и подделках, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета работодатели теперь обязаны сообщать в военкомат в течение 5 рабочих дней со дня выявления таких фактов (п. 12 постановления Правительства РФ от 25.07.2023 № 1211).

Новые штрафы для работодателей за нарушения в области воинского учета

С 1 октября 2023 года вступает в силу Федеральный закон от 31.07.2023 № 404-ФЗ, который значительно ужесточает административную ответственность работодателей за нарушения в сфере воинского учета, а также вводит для них новые составы административных правонарушений.

В частности, закон дополняет КоАП РФ новой статьей 19.38, которая устанавливает для работодателей штрафы за неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации. Данное нарушение повлечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц организаций — в размере от 60 000 до 80 000 рублей, 
  • на организации — в размере от 400 000 до 500 000 рублей.

Многократно увеличиваются для работодателей штрафы по ст. 21.2 КоАП РФ за неоповещение работников об их вызове по повестке военного комиссариата. Сейчас данное нарушение влечет наложение на организации штрафа в размере от 1 000 до 3 000 рублей. С 1 октября 2023 года это нарушение будет грозить штрафом:

  • для должностных лиц организаций — в размере от 40 000 до 50 000 рублей, 
  • для организаций — в размере от 350 000 до 400 000 рублей.

Штрафы для работодателей за непредставление в военный комиссариат списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, отменяются ввиду исключения соответствующей обязанности.

Также с 1 октября в новой редакции будет изложена статья 21.4 КоАП РФ, устанавливающая штрафы за непредставление в военкоматы сведений, необходимых для ведения воинского учета. По новым правилам это нарушение повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций — в размере от 40 000 до 50 000 рублей (сейчас максимальный штраф составляет 5 000 рублей). 

Рекомендуем ознакомиться:

  • Должны ли ИП вести воинский учет: что говорит закон и судьи

Что изменилось в воинском учете с 5 августа 2023 года

    В связи с изменениями в законодательстве о воинской обязанности актуализировано Положение о воинском учете. Положение о воинском учете актуализировано с учетом произошедших изменений в законодательстве о воинской обязанности (мы писали об этих изменениях ранее). Теперь для постановки на воинский учет, снятия с него и внесения изменений в документы воинского учета применяется реестр воинского учета. Необходимые сведения могут в него вноситься без личной явки граждан, в т. ч. на основании данных, поступивших из госинформсистем. Оповещение об этом направляется в личный кабинет гражданина на портале госуслуг. В Положении зафиксировали обязанность должностных лиц, осуществляющих воинский учет в организациях, оповещать работников в том числе о вызовах (повестках) военных комиссариатов, поступивших в электронной форме. Вручить работнику повестку, которая пришла на адрес работодателя, необходимо будет не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки в военкомат. Работники, осуществляющие воинский учет, должны будут направлять в военкоматы или органы местного самоуправления:

    • сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, – в течение 5 дней с даты их приема на работу или увольнения;
    • сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, – в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений.

    Ранее на это отводилось 2 недели. Обратите внимание, здесь не уточняется, что эти 5 дней являются рабочими.

    В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны будут оповещать граждан не только о необходимости личной явки в военкоматы или органы местного самоуправления, но и о возможности направления необходимых сведений в военный комиссариат в электронной форме с использованием портала госуслуг.

    Установлен срок для информирования работниками, осуществляющими воинский учет, комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации – на это отводится 5 рабочих дней со дня выявления.

    Признан утратившим силу подпункт «в» п. 32 Положения, согласно которому работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны были представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военкоматы списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

    Сведения о приеме и увольнении, о гражданах, о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, можно будет подписывать УКЭП работника, осуществляющего воинский учет, и представлять в военкомат в том числе с использованием портала госуслуг.

    Внесены изменения в форму, по которой работодатели сообщают в военкомат о приеме на работу и об увольнении сотрудников. Больше не нужно будет указывать код военно-учетной специальности, но придется прописывать серию и номер паспорта гражданина, СНИЛС и полную дату рождения.

    Источник

    Скачать ознакомительный номер Подписаться на новости

    В связи с изменениями в законодательстве о воинской обязанности актуализировано Положение о воинском учете. Положение о воинском учете актуализировано с учетом произошедших изменений в законодательстве о воинской обязанности (мы писали об этих изменениях ранее). Теперь для постановки на воинский учет, снятия с него и внесения изменений в документы воинского учета применяется реестр воинского учета. Необходимые сведения могут в него вноситься без личной явки граждан, в т. ч. на основании данных, поступивших из госинформсистем. Оповещение об этом направляется в личный кабинет гражданина на портале госуслуг. В Положении зафиксировали обязанность должностных лиц, осуществляющих воинский учет в организациях, оповещать работников в том числе о вызовах (повестках) военных комиссариатов, поступивших в электронной форме. Вручить работнику повестку, которая пришла на адрес работодателя, необходимо будет не позднее чем за 3 дня до назначенного срока явки в военкомат. Работники, осуществляющие воинский учет, должны будут направлять в военкоматы или органы местного самоуправления:

    • сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, – в течение 5 дней с даты их приема на работу или увольнения;
    • сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, – в течение 5 дней со дня изменения соответствующих сведений.

    Ранее на это отводилось 2 недели. Обратите внимание, здесь не уточняется, что эти 5 дней являются рабочими.

    В случае необходимости, а для призывников в обязательном порядке, в целях постановки на воинский учет работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны будут оповещать граждан не только о необходимости личной явки в военкоматы или органы местного самоуправления, но и о возможности направления необходимых сведений в военный комиссариат в электронной форме с использованием портала госуслуг.

    Установлен срок для информирования работниками, осуществляющими воинский учет, комиссариатов об обнаруженных в документах воинского учета неоговоренных исправлениях, неточностях и подделках, неполном количестве листов, а также о случаях неисполнения гражданами обязанностей в области воинского учета, мобилизационной подготовки и мобилизации – на это отводится 5 рабочих дней со дня выявления.

    Признан утратившим силу подпункт «в» п. 32 Положения, согласно которому работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны были представлять ежегодно, в сентябре, в соответствующие военкоматы списки граждан мужского пола 15- и 16-летнего возраста, а до 1 ноября – списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году.

    Сведения о приеме и увольнении, о гражданах, о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, можно будет подписывать УКЭП работника, осуществляющего воинский учет, и представлять в военкомат в том числе с использованием портала госуслуг.

    Внесены изменения в форму, по которой работодатели сообщают в военкомат о приеме на работу и об увольнении сотрудников. Больше не нужно будет указывать код военно-учетной специальности, но придется прописывать серию и номер паспорта гражданина, СНИЛС и полную дату рождения.

    Источник

    Скачать ознакомительный номер Подписаться на новости

Как вести воинский учет и что будет, если его не вести

Профиль автора

Работодатели должны вести воинский учет сотрудников — призывников и военнообязанных.

Это значит, что компании должны представлять в военкомат отчетность, оповещать сотрудников, если им пришла повестка, и могут оформить на своих сотрудников бронь — если отвечают критериям для этого.

Что вы узнаете

Как зарабатывать на своем делеЛучшие материалы о бизнесе в вашей почте каждую неделю. Бесплатно

Учет военнообязанных бывает общий и специальный. Большинство фирм ведут общий учет.

Остальные военнообязанные состоят на общем учете.

Воинский учет касается всех мужчин — граждан РФ, которые постоянно проживают в России, не освобождены от воинской обязанности, не проходят военную службу.

На воинском учете также стоят женщины с военно-учетной специальностью — ВУС. Например, радистки, телефонистки, специалистки по картографии и медики.

Разряд военнообязанного — отметка 1, 2 или 3 на одиннадцатой странице военного билета, которая означает приоритет военнообязанного при мобилизации.

Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы

Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга

Полковники, капитаны 1 ранга

Женщины, имеющие звание офицеров

Прочие женщины, находящиеся в запасе

С 2024 года возраст запаса для первого и второго разрядов повысят на пять лет — до 40 и 50 лет. Возраст для третьего разряда будут поднимать ежегодно на год, в результате к 2028 году предельный возраст составит 55 лет. Возраст запаса военных со званиями младших офицеров и выше останется прежним.

https://www.youtube.com/watch?v=MSPTJ1FPbMg\u0026pp=ygVZ0J7QsdGP0LfQsNC90L3QvtGB0YLQuCDQk9GA0LDQttC00LDQvSDQn9C-INCS0L7QuNC90YHQutC-0LzRgyDQo9GH0LXRgtGDINCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D

Для женщин с ВУС предельный возраст пребывания в запасе не изменится.

Компанию, которая никогда не вела воинский учет, нужно поставить на учет в военкомате — по месту регистрации фирмы. Если у нее есть обособленные подразделения, например филиалы, ставить организацию на воинский учет в каждом городе, где есть подразделение, не нужно.

Единого регламента постановки компании на воинский учет нет. Военкоматы могут организовать процесс по-разному и запрашивать дополнительные документы.

Мы дадим информацию об основных этапах, но перед постановкой на учет советуем обратиться в военкомат в вашем городе и уточнить, как устроен порядок и какие документы нужно предоставить.

Список военных комиссариатов есть на сайте Министерства обороны.

Ответственность за ведение воинского учета несет руководитель организации, а также сотрудник или несколько сотрудников, которых назначили на эту работу. Они обязаны оформлять документы по учету военнообязанных и проводить плановые работы по подготовке сотрудников к мобилизации, когда это необходимо.

Если в организации работает менее 500 человек, подлежащих воинскому учету, им может заниматься один сотрудник. Например, специалист отдела кадров. Важно, чтобы он добровольно пошел на эту работу и подписал письменное согласие. Его оформляют на эту должность по внутреннему совместительству и доплачивают за работу.

Согласуйте приказ и другие документы в военном комиссариате. Если в вашем муниципальном образовании его нет, нужно согласовать в местной администрации.

  • После подачи документов вам должны выдать справку о постановке организации на воинский учет.
  • Все расходы, связанные с ведением воинского учета, компания оплачивает сама.
  • Вот что нужно сделать, чтобы организовать воинский учет в компании.

Продумайте систему документооборота. У вас должно быть несколько папок с документами: приказ об организации учета, планы работ по воинскому учету, картотеки сотрудников, журналы проверок.

У каждой папки должно быть название. Например:

  • папка № 1 «Руководящие и регламентирующие документы». В ней можно хранить законы, приказы, инструкции, которые имеют отношение к воинскому учету — чтобы сотрудники могли ознакомиться с ними;
  • папка № 2 «Переписка с военным комиссаром». Все общение с военными комиссариатами регистрируется и хранится в отдельной папке;
  • папка № 3 «Картотека личных карточек военнообязанных сотрудников». Здесь будут данные о ваших сотрудниках.

Заведите журнал проверок для воинского учета. Это документ, в котором нужно отмечать информацию обо всех проверках военкомата.

Документ должен быть зарегистрирован в службе делопроизводства организации, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации или военного комиссара» class=»media-container__image» src=»https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/ip/m5g00FEFfShWfsJY82_KCujZTebjSKfTyFIvLvPvdmI/w:1200/aHR0cHM6Ly9vcGlz/LWNkbi50aW5rb2Zm/am91cm5hbC5ydS9t/ZXJjdXJ5L3ZvaW5j/a2l5LXVjaGV0LTAx/Lmp1MjVxYy4uanBn»>

Так выглядит журнал проверок. Документ должен быть зарегистрирован в службе делопроизводства организации, пронумерован, прошнурован, опечатан и заверен подписью руководителя организации или военного комиссара

На плане должна быть подпись руководителя компании и сотрудника, ответственного за воинский учет, а также печать, если она есть.

Отправьте план на согласование в военкомат. Будьте готовы внести в него изменения, если потребуется. Корректировать план можно и позже, если это необходимо, но это надо будет снова согласовывать с военкоматом.

Карточку заполняют при приеме военнообязанного сотрудника на работу. Хранят в электронном и бумажном виде.

Запросите у сотрудников военные билеты или другие документы воинского учета, чтобы проверить, что записи в карточках актуальны.

Заполните поле «Сверка с документами воинского учета» на лицевой стороне карточки после проверки. В нем ответственный сотрудник ставит подпись, инициалы и фамилию, а также дату, когда данные были сверены.

Если данные изменятся, вы сможете поправить их, а не переписывать карточку заново.» class=»media-container__image» src=»https://opis-cdn.tinkoffjournal.ru/ip/7QIxrgDtmTfjwih7p8amLYSsiD6tTCJAjHTbkIow6CA/w:1200/aHR0cHM6Ly9vcGlz/LWNkbi50aW5rb2Zm/am91cm5hbC5ydS9t/ZXJjdXJ5L3ZvaW5j/a2l5LXVjaGV0LTAy/LnViaHZjci4uanBn»>

Заполняйте бумажную карточку шариковой ручкой с чернилами черного, синего или фиолетового цвета. Разборчиво, без сокращений и помарок. Семейное положение, место жительства, телефон работника вписывайте карандашом. Если данные изменятся, вы сможете поправить их, а не переписывать карточку заново.

Внутри разделов карточки раскладываются в алфавитном порядке.

Храните отдельно карточки сотрудников, которые встали на воинский учет на срок более трех месяцев не по месту регистрации, а по месту жительства, не подтвержденному регистрацией. Как именно хранить, требований нет.

Разместите карточки сотрудников, снятых с воинского учета, отдельно от картотеки. Храните их до сверки с военным комиссариатом. После можно будет уничтожить, составив об этом акт.

Проводите сверку данных с военкоматом не реже раза в год. Дату и время назначит сотрудник военкомата. Как правило, для этого ответственного за воинский учет в компании вызывают в военкомат с карточками на военнообязанных.

Сделайте запись в журнале проверок воинского учета и бронирования граждан после сверки всех карточек с сотрудником военкомата.

После сверки документов военный комиссар должен проставить отметки в карточках

Вовремя актуализируйте карточки. Скорректируйте данные, если у сотрудника изменилось семейное положение, образование, должность, место жительства или состояние здоровья. Сообщите об изменениях в военкомат в течение пяти дней после того, как внесете их в картотеку.

План работы по воинскому учету, приказ о ведении воинского учета

Ежегодно, согласовать до 31 декабря

Сверка карточек военнообязанных сотрудников

Не реже одного раза в год

Отчет о численности работающих и забронированных сотрудников, пребывающих в запасе, по форме 6

Сдают по требованию — сначала нужно проконсультироваться с военным комиссариатом

Сообщайте работникам, если военкомат прислал для них повестку. Сделать это нужно не позднее чем за три календарных дня до указанного в повестке срока. Если она пришла на сотрудника, который работает удаленно, находится в отпуске или на больничном, нужно составить акт о невозможности вручить повестку и отправить его в военкомат.

Вы должны отпустить сотрудника с работы в день, когда ему нужно пойти в военкомат. Этот день оплачивается по среднему заработку.

При проверке в компании смотрят на правильность ведения учета и проверяют данные о сотрудниках, состоящих на воинском учете.

Насколько большая вероятность получить штраф, неизвестно. Постановления выносят военные комиссары, нет открытой базы, где их можно посмотреть. В свободном доступе можно найти только решения судов по жалобам на действия военкоматов.

Приняли на работу или уволили сотрудника, который должен состоять на воинском учете, но не состоит на нем, и не сообщили об этом в военкомат в срок

Штраф

1000—5000 Р для руководителя или ответственного за учет

Основание

Не отправили список сотрудников, которые подлежат первоначальной постановке на воинский учет

Штраф

1000—3000 Р для руководителя или ответственного за учет

Основание

Сотруднику пришла повестка, а вы не сообщили о ней или не дали возможность сходить в военкомат

Штраф

1000—3000 Р для руководителя или ответственного за учет

Основание

Не представили иные сведения или информацию по воинскому учету, обязательные по закону. Например, документы о постановке компании на учет в военкомате

Штраф

3000—5000 Р для организации 300—500 Р для должностного лица

Основание

Не отправили список сотрудников, которые подлежат первоначальной постановке на воинский учет

Штраф для руководителей или ответственных за учет

40 000—50 000 Р

Штраф для малых предприятий

175 000—200 000 Р

Штраф для средних и крупных организаций

350 000—400 000 Р

Основание

ст. 21.1 КоАП РФ

Самое интересное про бизнес — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе происходящего: @t_biznes.

Воинский учет граждан: новое в информационном обеспечении и укреплении армейской дисциплины. Часть 1

Законом от 14.04.2023 № 127-ФЗ (закон № 127-ФЗ) внесены изменения и дополнения в 8 федеральных законов.

https://www.youtube.com/watch?v=MSPTJ1FPbMg\u0026pp=YAHIAQE%3D

Поправки касаются повышения эффективности механизма воинского учета граждан:

  • подлежащих первоначальной постановке на учет;
  • состоящих на учете;
  • не состоящих, но обязанных состоять на учете.

Наибольшие изменения претерпел закон от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (закон № 53-ФЗ).

Новой редакцией п. 1 ст. 7 закона № 53-ФЗ уточнены действия граждан, связанные с воинским учетом. За невыполнение законодательно установленных требований граждане могут быть привлечены к ответственности.

В частности, ответственность установлена за неявку гражданина без уважительных причин в военный комиссариат в установленные законом № 53-ФЗ сроки.

Ответственность наступает в том числе за беспричинную неявку в установленные время и место по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет.

При условии документального подтверждения уважительными причинами неявки являются (п. 2 ст. 7 закона № 53-ФЗ):

  • заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;
  • тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
  • препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
  • иные причины, признанные призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

Информационное обеспечение воинского учета

Граждане обязаны состоять на воинском учете.

Исключение сделано для (п. 1 ст. 8 закона № 53-ФЗ):

  • освобожденных от исполнения воинской обязанности;
  • проходящих военную службу;
  • отбывающих наказание в виде лишения свободы;
  • женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
  • постоянно проживающих за пределами России.

Законодатель определили, что информационное обеспечение воинского учета осуществляется посредством создания, развития и эксплуатации федеральных государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также иных информационных систем и информационных ресурсов, предусмотренных настоящим

Сведения о постановке на воинский учет, снятии с воинского учета и внесении изменений в документы воинского учета военнообязанных граждан вносятся в Единый реестр воинского учета (п. 1.2 ст. 8 закона № 53-ФЗ).

При этом постановка, снятие, внесение изменений могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат на основании сведений:

  • содержащихся в ЕПГУ;
  • в иных государственных информационных системах и информационных ресурсах;
  • представленных военными комиссариатами, полученные на основании их запросов.

Оповещение граждан о постановке их на воинский учет без личной явки (снятии с учета, внесении изменений) должно осуществляться автоматически через реестр воинского учета в электронной форме с использованием ЕПГУ.

Граждане могут представлять необходимые для осуществления воинского учета документы:

  • при личной явке в военный комиссариат,;
  • с использованием личного кабинета гражданина на ЕПГУ.

При необходимости гражданам могут направлять повестки, в т. ч. в электронной форме, для сверки сведений, полученных:

  • из реестра воинского учета;
  • информационных систем и информационных ресурсов;
  • на основании запросов;
  • при прохождении:
    • медицинского освидетельствования врачами-специалистами и медицинского обследования (ст. 5.1 закона 53-ФЗ);
    • профессионального психологического отбора (ст. 5.2 закона № 53-ФЗ).

По повестке могут вручать документы воинского учета.

Новации первоначальной постановки на воинский учет

Первоначальная постановка на воинский учет мужчин осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

https://www.youtube.com/watch?v=F_r76bggCY8\u0026pp=ygVZ0J7QsdGP0LfQsNC90L3QvtGB0YLQuCDQk9GA0LDQttC00LDQvSDQn9C-INCS0L7QuNC90YHQutC-0LzRgyDQo9GH0LXRgtGDINCSIDIwMjMg0JPQvtC00YM%3D

Законом № 127-ФЗ установлено, что при подготовке списков используются сведения о гражданах, содержащиеся в информационных системах и ресурсах.Списки составляют также на основании запросов военкоматов в порядке, устанавливаемом Правительством.

Первоначальная постановка гражданина на воинский учет осуществляется путем включения военкоматом соответствующих сведений в реестр воинского учета.

  • Как отмечено ранее, первоначальная постановка может осуществляться без личной явки гражданина на основании сведений о нем, содержащихся в информационных ресурсах и представленных военкоматами.
  • Для сверки актуальности внесенных сведений без личной явки поставленным на учет гражданам могут направлять повестки.
  • Должностное лицо организации, в которой работает или учится гражданин, на основании повестки обязано обеспечить ему возможность своевременной явки в военкомат.

Граждане, которые не работают и не учатся, тоже подлежат постановке на воинский учет. При получении повестки они обязаны лично прибыть в военкомат в указанные в ней время и место.

Реестр воинского учета

Закон № 127-ФЗ дополнил закон № 53-ФЗ статьей 8.2, определяющей порядок ведения реестра воинского учета.

Реестр ведется военкоматами в порядке, который должен установить Кабмин.

Реестр ведется в автоматизированном режиме на основании сведений ЕПГУ, а также полученных военкоматами из информационных систем и ресурсов, от органов власти, организаций и самих граждан в письменной и (или) электронной форме.

Перечень сведений о гражданах, включаемых в указанный реестр, приведен в п. 2 ст. 8.2 закона № 53-ФЗ. Перечень включает в себя 16 позиций без учета иных сведений, определяемых Правительством.

Помимо персонифицированных данных (фамилии, имени, отчества, паспортных данных, ИНН, СНИЛС) в перечень включены сведения:

  • о постановке на воинский учет или снятии с воинского учета;
  • о факте выдачи документа воинского учета;
  • о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе;
  • о прохождении обучения, включая сведения об образовательной организации;
  • о состоянии здоровья в объеме, установленном Кабмином.

В реестре должен быть указан код записи о гражданине в ЕПГУ, а также признак наличия у гражданина оснований для предоставления отсрочки или освобождения от призывана военную службу.

Военкоматы в отношении граждан в реестре будут учитывать сведения:

  • о направлении и получении повесток;
  • о явке (неявке) по повесткам, в т. ч. о подтверждении уважительных причин неявки;
  • о применении временных мер, направленных на обеспечение явки по повесткам;
  • о применении мер административной, уголовной ответственности в связи с нарушением обязанностей, предусмотренных законом № 53-ФЗ;
  • об обжаловании гражданами отдельных решений, принимаемых в соответствии с законом 53-ФЗ, и о результатах рассмотрения таких жалоб.

Оператором реестра воинского учета определено Минобороны. В интересах этого ведомства Минцифры России создает реестр воинского учета.

Порядок, сроки и особенности создания, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, функционирования и ведения реестра воинского учета (отдельных этапов этих мероприятий) должно определить Правительство.

Весь процесс воинского учета, в т. ч. управление формированием и рассылкой повесток, в реестре будет автоматизирован.

По обращению гражданина (или его законного представителя (матери, отца)) сведения в реестре могут быть изменены.

Такие обращения, а также информирование о ходе и результатах их обработки, будут направляться в т. ч. через ЕПГУ.

Реестр повесток

Закон № 53-ФЗ дополнен статьей статья 8.3. Эта статья определяет формирование и состав общедоступного реестра направленных (врученных) повесток (реестра повесток).

Этот реестр формируется в автоматическом режиме. Основанием ведения реестра служат сведения реестра воинского учета о направлении военкоматами повесток.

Реестр повесток включает:

  • копии направленных повесток;
  • сведения о военкомате, направившем повестку;
  • дату направления повестки и дату, когда повестка считается врученной;
  • дату явки в военкомат, указанную в направленной повестке;
  • сведения о гражданине, подлежащем призыву на военную службу, которому направлена (вручена) повестка: фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, сведения о документе, удостоверяющем личность;
  • сведения о месте жительства и (или) месте пребывания, в т. ч. не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) месту пребывания.

Порядок ведения данного реестра и его оператора должен определить Кабмин.

Состоящие на воинском учете граждане могут получить доступ к информации, содержащейся в реестре повесток, одним из следующих способов:

  • посредством авторизованного доступа к личному кабинету в реестре повесток в порядке, установленном оператором данного реестра;
  • размещения информации о направлении повестки в личном кабинете на ЕПГУ;
  • при личном обращении в МФЦ за получением соответствующей выписки из реестра повесток.

Новое в воинском учёте

В середине апреля вступил в силу закон, который изменил правила ведения воинского учёта для работодателей. Разбираемся в новых сроках и порядке.

!

Напомним, что воинский учёт ведут только организации — работодатели-ИП от него освобождены.

В течение двух недель после приёма и увольнения сотрудника, работодатель отправлял в военкомат специальный отчёт — Сведения о гражданине, подлежащем воинскому учету (ВУ). Если менялись личные данные военнообязанного: место жительства, семейное положение, образование, должность, — работодатель вносил новые записи в учётные документы и сообщал об этом в военный комиссариат.

«Сведения о гражданах, состоящих на ВУ, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на ВУ» тоже подавали в течение двух недель, после запроса комиссара о таких сотрудниках.

Если на адрес организации приходила бумажная повестка, работодатель вручал её сотруднику под подпись и содействовал явке в военкомат — давал отгул в этот день. А если повестку лично вручить не получалось (сотрудник был в отпуске или работал удалённо) — сообщал в военкомат.

Но этой весной президент подписал Закон N 127-ФЗ, который сократил сроки предоставления сведений о военнообязанных.

Что изменилось для работодателей

С 14 апреля 2023 года организация должна в течение пяти рабочих дней сообщать в военкомат про изменение личных сведений военнообязанного. Делать это нужно не дожидаясь запроса комиссара.

А если в компании обнаружат, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя обязан — то работодатель должен сообщить об этом в военкомат в течение трёх рабочих дней.

Также новый закон вводит понятие электронного реестра воинского учёта — нового госинформационного ресурса. Пока он ещё не разработан, поэтому документы, как и раньше, можно подавать на бумаге. Когда реестр станет доступным, работодатели смогут отправлять сведения через Госуслуги, используя усиленную электронную подпись директора. 

Кроме реестра воинского учёта, планируют создать и реестр повесток. Когда он заработает, в организацию могут поступать электронные повестки. О них работодатель должен будет сообщить так же, как и о бумажных. 

Какие штрафы

  • В отношении штрафов ничего не изменилось. Военкомат может оштрафовать руководителя организации или сотрудника, ответственного за ведение воинского учёта:
  • — от 1000 до 3000 ₽: если сотрудника вовремя не оповестили о поступившей повестке или не дали возможность посетить военкомат;
  • — от 1000 до 5000 ₽: если не сообщили об уклонисте в установленный срок, а также если не отправили вовремя сведения о приёме и увольнении сотрудников-военнообязанных, сведения о сотрудниках, состоящих на ВУ.

Статья актуальна на  25.04.2023

Парламент изменил законы воинского учета: за что накажут огромными штрафами — МК

Законопроект, который предусматривает высокие и очень высокие штрафы для граждан, должностных лиц и организаций, нарушающих требования закона «О воинской обязанности и военной службе» и «О мобилизации и мобилизационной подготовке», принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и ждет подписи президента.

Эти изменения в Кодексе об административных правонарушениях связаны с радикальными изменениями, внесенными в апреле 2023 года в закон «О воинской обязанности и военной службе» — тогда, напомним, был принят т.н.

«закон об электронных повестках», который фактически лишил гражданина права не взять повестку, отказавшись её подписать.  

Сразу оговоримся: до конца и в полной мере понять, за что именно будут наказывать повышенными штрафами, пока трудно.

В последние недели власти в лихорадочном, авральном режиме ещё несколько раз правили закон «О воинской обязанности…», причем зачастую изменения вносились в одни и те же статьи этого закона, в нем появлялись новые уточняющие, а иногда и сущностные формулировки. Не все из них ещё вступили в силу.

Одновременно идет активная разработка и утверждение разного рода подзаконных актов (постановлений, распоряжений, приказов), которые детализируют нововведения. Вот, например, 28 июля правительство сообщило об утверждении обновленного порядка формирования и направления повесток «в связи с цифровизацией воинского учета».

Изменения вносятся в Положение о призыве на военную службу, и предусматривают использование военкоматами информационных ресурсов для ведения электронных личных дел призывников, а также определяют новый порядок направления повесток в связи с цифровизацией воинского учета.

Из новых правил следует, что «постановка на воинский учет, снятие с воинского учета и внесение изменений в документы воинского учета могут осуществляться без личной явки граждан в военный комиссариат, путем внесения в реестр воинского учета сведений, содержащихся о них в государственных информационных системах»…

А теперь смотрим статью 21.5 КоАП в новой редакции.

Неявка гражданина без уважительной причины в указанные в повестке военкомата время и место либо по вызову иного органа, осуществляющего воинский учет, грозит штрафом в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей. Сейчас пока ещё штрафы за неявку по повестке — от 500 до 3 тысяч рублей, а на первый раз можно отделаться и предупреждением.

Но что в данном случае считается уважительной причиной? С точки зрения закона — «при условии документального подтверждения» это заболевание или увечье, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина — либо «участие в похоронах указанных лиц». И ещё «препятствие» неодолимой силы или иное обстоятельство, от воли гражданина не зависящее: катастрофа техногенная или природная, транспортный коллапс, военные действия, и т.д., и т.п. Закон допускает признание уважительными и «иных причин» в широком смысле слова, если они покажутся уважительными призывной комиссии, комиссии по постановке на воинский учет или суду. 

Под некими «иными органами, осуществляющими воинский учет», скрываются местные администрации поселения, муниципального или городского округа, которые могут вести первоначальный воинский учет проживающих на территории муниципалитета граждан…

Идем дальше.

«Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке» в военкомат или иной орган «об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией» (то есть переезд на другую квартиру или в другой дом, где вы не зарегистрированы ни постоянно, ни временно) будет грозить штрафом от 1 до 5 тысяч рублей. 

Федеральный закон «О воинской обязанности…» на сей счет говорит, что в письменной или электронной форме (через портал госуслуг) сообщить обо всех перечисленных выше изменениях в военкомат или муниципалитет следует в течение двух недель после наступления изменений. Если не получилось письмом или через Госуслуги — надо явиться лично в течение тех же двух недель.

Единственное, что может спасти от похода в военкомат — уведомление от самого военкомата о том, что он уже знает, что вы женились, развелись, стали отцом в первый, второй или третий раз, переехали и зарегистрировались на новом месте, окончили вуз или колледж — или отчислены из вуза и колледжа, или сменили работу, получив такого рода сведения от ЗАГСов, должностных лиц образовательных учреждений и других структур, или МВД.  

Несообщение гражданином в установленном федеральным законом порядке «сведений о выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую  Федерацию», либо неявка в военный комиссариат в установленный федеральным законом срок в случае наступления указанных событий обещает куда более строгое наказание: штраф от пяти до пятнадцати тысяч рублей. Федеральный закон предписывает тут те же правила: уведомить о выезде за пределы РФ на срок более полугода — и о возвращении на родину — можно письменно, в электронном виде, либо явившись лично. 

Но ещё более общественно опасным правонарушением, судя по всему, власти считают неуведомление военкомата призывником во время призывной кампании о том, что он более чем на три месяца переезжает на другое место жительства или пребывания в пределах РФ. Штраф — от 10 до 20 тысяч рублей.

Порядок тут предписан тоже гораздо более строгий и безальтернативный, чем в случае выезда на долгое время за рубеж: сообщить о такого рода изменениях места жительства нужно обязательно «лично явившись в военный комиссариат либо в местную администрацию соответствующего поселения, муниципального или городского округа, осуществляющую первичный воинский учет».

За уклонение от медицинского обследования по направлению призывной комиссии штраф вырастет с нынешних 500-3000 рублей до 15-25 тысяч рублей.

А за умышленную утрату или порчу военного билета или других документов воинского учета, за порчу электронной карты военнообязанного вместо тех же 500 рублей — 3 тысяч накажут на 3-5 тысяч рублей.

Причем в отличие от предыдущих нарушений, где предупреждение как вид наказания вообще исчезает, в случае с медкомиссиями и документами оно по-прежнему возможно.

Кстати, в случае утраты военного билета гражданин обязан в двухнедельный срок явиться в военкомат, объясниться о причинах происшедшего и получить новый документ взамен утраченного.

КоАП гласит, что обратной силы законы, ужесточающие наказания или вводящие новые за то, что раньше не наказывалось вовсе, не имеют. То есть по логике наказывать огромными в некоторых случаях штрафами власти смогут лишь за те нарушения, что будут совершены после 1 октября 2023 года — так определен срок вступления в силу нововведений.

КоАП предусматривает наказания и для срочников, и для подлежащих мобилизации. Никакого разграничения (за редкими исключениями вроде требования сообщать о переезде более чем на три месяца во время призывной кампании) тут нет. А вот уголовной ответственности за уклонение от мобилизации до сих пор в России не появилось.

Статья 328 УК обещает только «за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы» штраф до 200 тысяч рублей, альтернатива — принудительные работы или лишение свободы на срок до двух лет лишения свободы.

Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы наказывается штрафом до 80 тысяч рублей либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Число решений судов об административных наказаниях настолько мало, что отдельной статистики по 21.5 КоАП вообще не ведется. Статья 328 УК все же применяется.

По данным Судебного департамента при Верховном суде, в 2021 году по ней в России осудили 934 человека, из них 924 человека наказали штрафами, пятерых — обязательными работами, а одного — условным сроком. К реальному лишению свободы не приговорили никого.

В 2022 году, когда уже вовсю шла спецоперация, за уклонение от призыва на военную службу было осуждено 1121 человек, из них к лишению свободы — один, двое получили лишение свободы условно, а 1113 отделались штрафами. За уклонение от альтернативной службы наказали двоих. 

Но на днях правительство впервые утвердило форму повестки для мобилизации (до этого повестки мобилизованным присылались аналогичные тем, что получают призывники).

В документе рекомендуется гражданину взять с собой туалетные принадлежности, еду на один день и документы, и содержится предупреждение: за неисполнение обязанностей, предусмотренных законом «О воинской обязанности и военной службе» и законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», «в отношении гражданина могут быть применены меры административной и уголовной ответственности». А перед подписью военкома непосредственно напоминается, что за неявку по повестке установлена ответственность «в соответствии с законодательством РФ».

Про КоАП говорилось выше.

Что касается УК… В самом начале ноября прошлого года стало известно, что группа статусных депутатов и сенаторов собирается внести на рассмотрение парламента законопроект, который дополнил бы статью 328 УК новым составом — за уклонение от мобилизации они хотели наказывать гораздо строже, чем за уклонение от призыва: штраф от 200 до 500 тысяч рублей или в размере доходов за один-три года, принудительные работы или лишение свободы на срок до пяти лет. Как раз тогда президент и министр обороны объявили, что частичная мобилизации окончена (правда, указа об окончании периода мобилизации глава государства не подписал до сих пор). И некоторые из авторов так и не внесенной инициативы сразу заявили, что да, такого рода предложения действительно рассматривались, было это сразу после начала частичной мобилизации, а сейчас, мол, «утратили актуальность».

Но актуальность, судя по всему, не утрачена: на заседании правительственной комиссии по законопроектной работе 17 июля был одобрен проект отзыва кабинета министров (есть в распоряжении «МК») на инициативу, автором которой значится глава думского Комитета по обороне Андрей Каптаполов («ЕР»): наряду с прочими нововведениями, призванными узаконить в УК и УПК заключение контрактов с осужденными и подследственными, «предлагается дополнить статью 328 «Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы» УК РФ частью третьей, предусматривающей ответственность за уклонение от призыва на военную службу по мобилизации или в военное время при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы». «Дополнение статьи 328 УК РФ частью третьей… возражений не вызывает»,- говорится в документе.

Проект в Госдуму не внесен, он дорабатывается, и теперь если и будет внесен, то рассматриваться может не раньше конца сентября. Но в том, что проблема ликвидации «правового пробела» в статье 328 УК (если есть ответственность за уклонение от призыва, то почему нет за уклонение от мобилизации) властями всерьез обсуждается, и рано или поздно, но такой состав в УК появится, сомнений больше нет.