Учет

Основания изъятия ребенка из семьи 2023

31 183 просмотров

О деятельности специалистов отделов опеки в РФ ходят немыслимые легенды. Молва гласит, что специалист может прийти в любой дом и забрать ребенка по своему усмотрению. Им не требуется причин для изъятия. После чего, дети продаются в семьи, которые хотят усыновить малыша.

Однако закон строго регулирует деятельность отделов опеки. В 2023 году российское законодательство не содержит признаков ювенальной юстиции, принятой в европейских странах.

Рассмотрим, по каким причинам может происходить изъятие ребенка из семьи органами опеки и как реагировать родителям.

Основания для изъятия ребенка из семьи

В 2023 году Семейный кодекс предусматривает следующие причины для изъятия ребенка из семьи:

  1. Мать и отец лишены родительских прав (ст. 69 СК РФ). Процедура изъятия может быть осуществлена только после выступления решения суда в законную силу. Решение исполняется судебными приставами. Зачастую совместно с приставами, присутствуют специалисты районного отдела опеки по месту проживания несовершеннолетнего. Дополнительно могут быть привлечены сотрудники районного отдела полиции. В случае, если исполняется решение суда в отношении ребенка в возрасте до 3 лет, то могут присутствовать медицинские работники.
  2. Мать и отец ограничены в родительских правах (ст. 73 СК РФ). Процедура изъятия идентична ситуации при лишении прав.
  3. Мать или отец несут непосредственную угрозу жизни или здоровью несовершеннолетнего (ст. 77 СК РФ). Изъятие осуществляется на основании приказа районной администрации. Процедура может быть проведена исключительно в отношении кровных матери и отца. Не может быть проведено отобрание у бабушки и дедушки, опекунов или иных законных представителей.

Пример. Поздней осенью в отдел опеки поступил сигнал о том, что в доме матери-одиночки Елены долго плачут дети. Специалисты выехали на обследование.

Читайте также:  Статья 258. Незаконная охота 2023

При посещении семьи выявлено, что женщина находится в состоянии алкогольного опьянения. Ее дочь 2 лет и сын 3 лет закрыты на лоджии. Так как на улице стояла холодная погода, была явная угроза жизни и здоровью детей.

Несовершеннолетние были направлены в больницу для проведения обследования. После чего, они были перенаправлены в приют.

Как видно из примера, ст. 77 СК РФ используется в крайнем случае. Если бы специалисты не вмешались, дети могли погибнуть.

Пример. После покупке квартиры в новостройке, семья Перовых начала делать ремонт. Из-за шумных работ, возник конфликт с соседями. Сосед сообщил в отдел опеки, что Перовы жестоко обращаются с дочерью, 4 лет. Специалисты выехали по сигналу.

При посещении выяснилось, что семья только переехала, у них есть еда для ребенка, место для сна дочери, сезонная одежда. Ребенок не выглядел истощенным или избитым. Девочка посещала детский сад. Воспитатели не имели претензий к родителям.

Сосед неоднократно направлял жалобы в отдел опеки, но оснований для изъятия ребенка не было.

Куда забирают детей органы опеки?

Место помещения ребенка напрямую зависит от оснований изъятия:

  1. При лишении или ограничении родителей в родительских правах. Ребенок помещается в специализированную организацию. В зависимости от возраста или состояния здоровья это может быть центр семейного устройства (детский дом), школа-интернат, дом ребенка, дом-интернат. Несовершеннолетний помещается под надзор, как оставшийся без родительского попечения.
  2. В случае отобрания. Если родитель успел нанести вред детскому здоровью (травма, обморожение, переохлаждение), то ребенок помещается в детское отделение ближайшей больницы. При отсутствии травм, несовершеннолетний направляется в реабилитационный центр (приют).

Ребенок не может быть передан родственникам просто так. В случае лишения/ограничения прав, возможно оформление постоянной (при наличии полного пакета документов) или предварительной (при наличии паспорта и положительного акта обследования) опеки.

Если несовершеннолетний изъят по ст. 77 СК РФ, то он не может быть передан родственникам немедленно. Предварительно специалисты должны посетить их жилье и проверить условия.

Важно! Не могут быть опекунами родственники, которые проживают совместно с матерью и отцом.

Как можно вернуть?

Порядок возврата зависит от причин изъятия:

  1. При лишении родительских прав. Матери и отцу потребуется обратиться в суд для восстановления в родительских правах (ст. 72 СК РФ). Закон предоставляет им возможность в течении 6 месяцев инициировать процесс. В противном случае ребенок может быть передан на усыновление. Несовершеннолетний возвращается в семью после вступления судебного решения в юридическую силу.
  2. При ограничении в родительских правах. Родителю необходимо инициировать процесс по отмене ограничения (ст. 76 СК РФ). Если он не подает заявление в суд в течении 6 месяцев, то отдел опеки обязан инициировать процесс по лишению его прав. Если родитель докажет в суде исправление, то после вступления судебного решения в силу, несовершеннолетний будет возвращен в семью.
  3. При изъятии ребенка по ст. 77 СК РФ. В течении 7 дней отдел опеки обязан инициировать процесс по лишению родительских прав. Забрать ребенка можно только после рассмотрения иска. Суд может посчитать доказательства недостаточными и ребенок будет возвращен родителям. А матери или отцу будет вынесено предупреждение.

Зачастую изъятие отделом опеки путают с помещением в организацию по акту полиции. Например, маленький ребенок гулял один на улице. Он не может пояснить, кто его родители и где он живет. Малыш помешается в реабилитационный центр (приют).

Но мать или отец смогут его забрать только после получения заключения отдела опеки. Родители должны доказать, что не имеют психологических отклонений, не злоупотребляют алкоголем и не употребляют наркотики. При предоставлении данных сведений, специалист выдает официальный документ.

Пример. У Марии и Петра была дочь Камилла, 3 лет. Мария ушла на работу. Петр остался с дочкой. В полдень он уложил девочку спать и уснул с ней. Девочка проснулась, открыла замки и вышла во двор.

Люди, проходящие через двор многоэтажки, заметили раздетую маленькую девочку, которая играла в песочнице без присмотра взрослых. Граждане вызвали сотрудников полиции. Ребенок был доставлен в приют.

Родителям пришлось собирать документы, чтобы доказать случайность ситуации.

В большинстве случаев граждане встают на сторону родителей. Редко кто задумывается, что беспечное поведение отца могло привести к трагедии. Ребенок мог выйти на проезжую часть или повторить выход из дома в зимнее время. Одна ошибка могла привести к трагедии. Поэтому специалисты устанавливают, была ситуация случайной или родители постоянно подвергают детей опасности.

Почему орган опеки посещает семью

В соответствии со ст. 122 СК РФ специалисты отдела опеки могут посетить любую семью, фактически проживающую на территории подведомственного района.

Причины для проверки

№ п/пПричина
1 Сигнал любого гражданина (родственника, соседа, постороннего гражданина)
2 Сообщение образовательного учреждения, в котором учится ребенок (детского сада, школы)
3 Сообщение сотрудника медицинской организации
4 Сигнал отдела полиции

Важно! В случае поступления в медицинскую организацию ребенка с травмой любого рода, медицинский работник обязан сигнализировать в отдел опеки. А специалисты должны проверить жилье и составить разговор с родителями в течении 3 дней.

Изъять несовершеннолетнего из семьи в случае получения травмы можно только, если она нанесена родителями. Основанием для изъятия является возбужденное уголовное дело.

Процедура изъятия ребенка

Считается, что забрать несовершеннолетнего у матери может специалист отдела опеки без особых причин.

На практике, процедура должна происходить следующим образом:

  1. Поступает сигнал о жестоком обращении с несовершеннолетним.
  2. Специалисты посещают жилье.
  3. При наличии факта жестокого обращения выносится приказ об изъятии.
  4. Ребенок помещается в специализированную организацию.
  5. 1 экземпляр приказа выдается родителю, второй – остается в отделе.

3 фактора для изъятия ребенка:

  1. Личное присутствие родителей.
  2. Реальная угроза ребенку.
  3. Наличие приказа.

Могут ли забрать ребенка из нормальной семьи

Считается, что забрать ребенка могут и у нормальных родителей. Данная информация частично правдива. Однако в основе действий отдела опеки лежит сигнал. Причем не важно от кого он поступил.

Пример. Родители Кати развелись. Девочка осталась проживать с отцом. Мужчина вступил во второй брак. Отношения между Катей и мачехой не сложились. Девочка попросила у отца новые дорогие сапоги. Семейный бюджет не мог позволить такую покупку.

Получив отказ, Катя позвонила по телефону доверия и сообщила, что отец и мачеха ее избивают. Сообщение было передано в отдел опеки. Специалисты посетили семью. Девочка подтвердила, что ее бьют. Несовершеннолетняя была помещена в приют до выяснения обстоятельств.

Ситуация в примере является достаточно распространенной. Дети часто применяют возможность подачи сигнала в отдел опеки в качестве шантажа. В силу возраста они не всегда могут оценить последствия для себя.

Важно! Специалисты не могут посетить семью без оснований. Но при наличии сигнала обязаны реагировать. Причем, изъятие является крайней мерой.

Как себя вести при проверке из опеки

Рассмотрим, почему ребенок может быть изъят из нормальной семьи. В момент посещения специалистами, зачастую граждане теряются. Поэтому могут возникнуть недоразумения.

№ п/пПопулярные ошибкиПоследствия
1 Не открывать дверь Так как обязанность по проверке возложена законодательно, специалисты будут приходить регулярно. В случае агрессивного отказа, могут быть привлечены сотрудники полиции. Проще 1 раз пройти проверку, чем создать негативное впечатление.
2 Грубить Конечно, проверка является стрессом для родителя. Но специалист просто выполняет свою работу. Спокойное общение и демонстрация личных вещей ребенка поможет сократить время посещения и создать положительное впечатление.
3 Угрожать Необходимо помнить, что действия специалиста отдела опеки попадают под выполнение должностных обязанностей. При угрозе возможно привлечение к уголовной ответственности.

При проведении проверки родитель должен показать:

  • документы (паспорт, свидетельство о рождении ребенка);
  • наличие еды для детей;
  • место для сна и отдыха несовершеннолетних;
  • детские личные вещи и сезонную одежду;
  • место для выполнения домашнего задания.

По возможности, необходимо дать пояснения о причинах возникновения сигнала. Например, конфликт с соседями, бывшим супругом, причины возникновения травмы.

Слухи про отделы опеки

Считается, что ребенка отбирают и помещают в детский дом даже у нормальных родителей. Это не единственный миф, связанный с деятельностью сотрудников отдела опеки.

Родители считают, что ребенка заберут в следующих случаях:

  1. Если не ставить ребенку прививки. Это не так. В 2023 году ответственность за наличие/отсутствие профилактических прививок возложена на родителей. Мать может написать отказ от вакцинации безнаказанно. Для изъятия необходим отказ от госпитализации несовершеннолетнего, находящегося в тяжелом состоянии.
  2. Если при посещении семьи родители находятся в состоянии алкогольного опьянения. В 2023 году употребление алкоголя совершеннолетними гражданами не запрещено. Поэтому нахождение в состоянии опьянения не может стать причиной для изъятия. Иначе обстоит ситуация, если родитель находится в бессознательном или агрессивном состоянии. В этом случае он подвергает или может подвергнуть ребенка опасности.
  3. Если не посещать молочную кухню. Если районный педиатр уверен, что молока у матери нет, молочную кухню она не посещает, может возникнуть сомнения о детском питании. Причиной для сообщения является не сам отказ от молочной кухни, а состояние здоровья ребенка. Родители могут самостоятельно приобретать ему детскую смесь. Главное, чтобы она позволяла ему набирать вес и получать необходимые вещества.
  4. Если у ребенка мало игрушек. Ст. 63 СК РФ закрепляет за родителями право самостоятельно выбора методов воспитания и обучения, кроме запрещенных законом. Поэтому покупных игрушек у детей может вообще не быть. Не запрещается иметь альтернативные предметы для воспитания и развития.
  5. Если малыш часто плачет. Специалист может уточнить причины (болезнь, особенности характера). Забрать ребенка из-за плача могут только, если он часто остается один. Причем отсутствие родителя или другого лица, осуществляющего присмотр, потенциально является оставлением в опасности.

Основания изъятия ребенка из семьи 2023

Изъятие ребенка из семьи возможно по причинам, которые указаны в законе. В случае неправомерных действий специализированных органов необходимо получить юридическую поддержку. Для возврата ребенка можно подать жалобу в вышестоящую инстанцию. Помощь в ее оформлении окажут юристы сайта. Просто оставьте заявку в специальной форме.

  • В связи с постоянным изменением законодательства, подзаконных актов и судебной практики, порой мы не успеваем обновлять информацию на сайте
  • Ваша юридическая проблема в 90% случаев индивидуальна, поэтому самостоятельная защита прав и базовые варианты решения ситуации зачастую могут не подходить и приведут лишь к усложнению процесса!

Поэтому обратитесь к нашему юристу за БЕСПЛАТНОЙ консультацией прямо сейчас и избавьтесь от проблем в дальнейшем!

В госдуму внесли законопроект, по которому опека не сможет забирать детей из семей без решения суда. но может стать только хуже

Совет Госдумы 14 июля одобрил пакет законопроектов, который вносит изменения в Семейный кодекс РФ. Среди них — проект, ограничивающий изъятие детей из семьи без решения суда. Сейчас есть способы сделать это внесудебно — по решению органов местного самоуправления или акта о безнадзорности, составленного полицией. 

Руководители благотворительных организаций, работающих с проблемой сиротства, рассказали ТД, как в России сейчас происходит процедура изъятия детей из семей и почему новый законопроект не только не решит существующие проблемы, но и может усугубить ситуацию.

Основания изъятия ребенка из семьи 2023 Перед началом рассмотрения по существу иска органов опеки об ограничении прав родителей Антон Новодережкин / ТАСС

Замаскированное изъятие

Регламентирует изъятие детей из семей в России статья 77 Семейного кодекса (отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни или здоровью).

 Согласно ей, социальные работники могут изъять детей без решения суда, если получат подписанный акт от органов исполнительной власти или главы муниципалитета.

Но специалисты из НКО указывают, что органы опеки пользуются и другими методами для отбирания детей из семей.

По словам руководителя благотворительной организации «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елены Альшанской, изъятий по 77-й статье немного, опека часто обходит ее, потому что работать по ней сложно: нужно уведомить об этом прокуратуру и за семь дней собрать в суд пакет документов, чтобы лишить родителей прав или ограничить в них. То есть если опека отобрала ребенка, она обязана лишить родителей прав или ограничить их. Отсюда еще одна причина — органам опеки бывает сложно оценить ситуацию на месте. 

«Сотрудники приходят [домой к семье] и объективно понимают, что не могут за один визит, который длится иногда 20 минут, ну даже если несколько часов, принять решение, действительно ли нет альтернатив и нужно будет потом лишать прав или ограничивать в правах родителей», — говорит Альшанская.

Поэтому органы опеки и попечительства часто используют другие механизмы вместо отбирания. Например, приходят к семье с полицией. И, если принять однозначное решение не получается, полиция составляет акт о выявлении безнадзорного. «Хотя эта ситуация, мягко говоря, на грани фола, потому что никакого безнадзорного при наличии родителей не может быть», — замечает Альшанская.

Также, говорит Елена, повсеместно встречаются случаи, когда родителей вынуждают написать заявление о добровольном размещении ребенка в приюте.

 Ее слова подтверждает директор оренбургского благотворительного фонда «Сохраняя жизнь» Анна Межова.

Фактически перед родителями ставят выбор, объясняет она: либо они подписывают бумаги о добровольном размещении детей в приюте, либо начнется процедура по изъятию детей и лишению родительских прав.

«По факту это не добровольное обращение семей за помощью к государству, а изъятие, оформленное как неизъятие. Это вызывает у людей протест. Надо называть вещи своими именами», — говорит Межова.

Она также указывает на опасность подобных действий опеки в случаях, когда ребенка действительно необходимо забрать из семьи из-за реальной угрозы его жизни и здоровью. «Возьмем, допустим, пьющих родителей, которые жестоко обращаются с ребенком.

Опека их сегодня уговорит отдать ребенка в приют, а завтра они заберут его обратно и изобьют в пьяной драке», — приводит пример она.

В итоге, заключила Альшанская, отбираний детей из семей на основании 77-й статьи не так уж и много. А изъятий, которые проходят по документам как выявление безнадзорного или добровольное размещение в приюте, «полно». «Но именно потому, что они не выглядят как отбирания, мы не можем подсчитать, сколько их на самом деле», — комментирует эксперт.

Нет понятийного аппарата

Даже если отбирание детей происходит по 77-й статье, говорят эксперты, часто оно нарушает права ребенка и не учитывает его интересы.

Проблема в первую очередь в отсутствии понятийного аппарата, говорит исполнительный директор фонда «Измени одну жизнь» Яна Леонова.

В законе, объясняет она, прописывается только то, что опека может усмотреть угрозу для жизни ребенка и принять решение о его изъятии из семьи.

«Но что такое принятие решения в интересах ребенка? Как именно должно выглядеть уклонение от выполнение родительских обязанностей или злоупотребление родительскими правами? Что такое непосредственная угроза жизни и здоровью? Каким образом надо определять, что ребенку грозит смерть в течение конкретного времени? Где эти процедуры, которые позволят определять такие категории? Их нет», — говорит Леонова. 

По словам Леоновой, пока эти процедуры не прописаны, специалисты органов опеки и попечительства зачастую ориентируются на свои представления и личный опыт.

«Плохой достаток, необычный быт, старенькая одежда, плохая успеваемость и поведение ребенка в школе не могут быть основанием для отбирания ребенка. Это является основанием для исследования ситуации и создания плана помощи семье.

К сожалению, мне известны случаи, когда органы опеки не реагируют на тревожные сигналы, потому что “дом красивый, на кухне чисто, дети одеты нормально”», — комментирует собеседница ТД.

Нет социальной поддержки семей

Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что действующее законодательство работает однонаправленно — на изъятие детей, а не на профилактику семей, столкнувшихся с трудностями.

«Если опека приняла решение об отбирании ребенка по какой бы то ни было причине, она будет подавать в суд на ограничение или лишение прав родителей, потому что того требует закон. Это не выбор опеки, не индивидуальное рассмотрение каждой ситуации, это просто формальная обязанность», — высказалась Альшанская.

Сама процедура отбирания весьма жестокая, беспощадная и к матери, и к детям, считает Леонова. По ее мнению, даже если ситуация была угрожающей жизни и здоровью детей, ребенок имеет право на объяснения, куда и почему он уезжает, почему это произошло.

«И в острых ситуациях, когда взрослые в семье ведут себя неадекватно и представляют угрозу не только для ребенка, но и для специалистов, ребенок заслуживает очень деликатного объяснения и разговора в спокойной обстановке.

Нашумевшие истории отбирания всегда выглядят одинаково: там бьются взрослые со взрослыми, а на детей не обращают внимания», — рассказала Леонова. 

В идеальном варианте, говорит она, процедура изъятия должна проходить в максимально щадящей обстановке. Ребенку нужно объяснить все происходящее максимально понятно и деликатно. «Первое, что должен сделать специалист, — связаться с родственниками или близкими семьи, чтобы ребенок мог провести какое-то время со знакомыми людьми», — сказала Леонова.

Поможет ли новый законопроект решить проблемы?

«Многолетняя практика применения статьи 77 Семейного кодекса РФ нередко свидетельствует о произвольном вмешательстве органов власти в дела семьи, от чего страдают как дети, так и родители (усыновители, опекуны)», — говорится в пояснительной записке к законопроекту. По предложению его авторов дела об изъятии детей при угрозе их жизни и здоровью должны рассматриваться судом в ускоренном режиме — в течение 24 часов с момента поступления заявления от органов опеки или от полиции. Заседания будут проходить в закрытом режиме.

Альшанская поддержала идею судебного подтверждения изъятия детей, но отдельно подчеркнула, что в новом законопроекте остался неизменным семидневный срок, за который органы опеки должны подготовить документы к судебному заседанию.

По ее мнению, этого недостаточно, чтобы собрать исчерпывающую информацию и провести полноценное социальное расследование о семье.

 «То есть это опять однонаправленное движение на вывод ребенка из семьи, без варианта работать на возвращение, оказывать помощь и вообще объективно принимать решение в нормальный срок, разобравшись в ситуации», — прокомментировала она. 

«Судебное решение об отбирании детей — это мировая практика. Только основывается это решение на очень объемном исследовании ситуации специалистами. Пока у нас нет такой картины, суд, вероятно, будет принимать решение, исходя из своего представления о том, как все должно быть», — поддерживает Альшанскую Леонова.

Она также считает, что авторы законопроекта пытаются некомплексно решить многогранный вопрос: в нем по-прежнему не прописаны особые компетенции представителей полиции, специалистов органов опеки и попечительства, нет алгоритмов изъятия и возможного перечня оснований, не предложена система помощи семье, которая находится в сложной ситуации.

Новый законопроект не изменит ситуацию кардинально, считает Межова. Все будет работать точно так же, «только окончательное решение останется за судами», говорит она. Межова указала, что без хорошего адвоката семьи просто не смогут самостоятельно собрать доказательства того, что «они не такие уж безнадежные». А найти хорошего специалиста в короткий срок невозможно.

«Будет только хуже. Сейчас-то оспаривать решения администраций удается с большим трудом. А когда это будет в виде решений судов, то станет намного сложнее.

В случае изъятия ребенка из семьи это [решение суда] будет ставить практически крест на его возвращении.

Нам нужны не популистские, быстрые решения, которые защитят больше опеку и государство, а взвешенная и продуманная система, которая работала бы на восстановление кровных семей, на раннюю помощь и профилактику кризисных семей», — заключила Межова.

Что необходимо изменить?

Нужно выстроить систему, которая будет тактично и аккуратно разбирать все жалобы, «чтобы органы опеки, с одной стороны, серьезно относились к сигналам о жестоком обращении с ребенком, а с другой — не забирали ребенка во всех ситуациях, которые показались им неправильными, странными», —считает Альшанская. Она добавляет, что причиной отбирания ребенка должно стать только жестокое обращение, насилие со стороны родителей. Неблагоприятные условия жизни или низкий достаток семьи — это сигнал о том, что она нуждается в социальной поддержке.

«Любое вторжение в семью — это сильнейший стресс для всех сторон процесса, — говорит Леонова. — Минимизировать его — одна из основных задач специалистов, которые приходят. В идеальной картине в семью может входить человек, обладающий особыми навыками, компетенциями и полномочиями, который действительно намерен помочь ей справиться с трудностями». 

По мнению Межовой, должен быть определен порядок не только изъятия детей из семей, но и план работы с семьей. Она указывает: семья не сразу становится кризисной и чем раньше начать с ней работу, тем лучше.

«Закон не должен быть однобоким, говорящим только о порядке изъятия. Для нас главное — не изъять детей, а чтобы такие случаи были редкостью и исключением. Нужен большой закон об опеке и попечительстве, который включит в себя все нюансы работы», — заключает Межова.

Законопроект об ограничении изъятия детей из семьи: как он будет работать

В начале июля в Государственную Думу был внесен пакет поправок, которые призваны ограничить внесудебный порядок изъятия детей из семьи.

Предлагаемые нормы направлены на обеспечение конституционных положений о защите семьи, создание условий для достойного воспитания детей в семье.

Сейчас над законопроектом работает профильный Комитет по государственному строительству и законодательству, рассмотреть его предполагается в осеннюю сессию.

В адрес редакции официального сайта ГД и социальных сетей поступают многочисленные вопросы с просьбой разъяснить положения законопроекта. Вместе с пресс-службой профильного комитета отвечаем на наиболее частые из них.

Угроза
ребенку — что это значит и кто будет определять ее наличие?

Законопроект разработан в целях защиты семьи,
создания условий для достойного воспитания детей в семье. Новые нормы направлены
на ограничение внесудебного порядка отобрания детей из семьи.

Предлагается передать вопрос отобрания
ребенка (при непосредственной угрозе его жизни или здоровью) из компетенции
органов опеки и попечительства в компетенцию суда.

По поводу оснований для подачи заявления в суд об отобрании ребенка необходимо отметить следующее. Условия, в которых
находится ребенок, должны свидетельствовать о явной угрозе его жизни и здоровью.

То есть – о реальной возможности
наступления негативных последствий в виде смерти, причинения серьезного вреда его
физическому или психическому здоровью вследствие поведения родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится.

Речь, в частности,
идет об отсутствии ухода за ребенком, отвечающего его физиологическим
потребностям в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.

Например, высокая
степень физического истощения ребенка и непредоставление ему в течение
длительного времени воды, питания, отсутствие ухода за грудным ребенком либо
оставление его на длительное время одного, без присмотра. Реальная степень
опасности для ребенка должна определяться в каждом конкретном случае с учетом
возраста, состояния здоровья, а также иных обстоятельств его проживания.

По законопроекту
орган опеки и попечительства или орган внутренних дел, получившие сообщение о нахождении ребенка в опасной ситуации, должны немедленно проверить эти обстоятельства.
И, если по их мнению такая опасность действительно существует, то передать все
необходимые доказательства в суд.

Суд в заседании с участием прокурора,
родителей ребенка, самого ребенка (при возможности для него принять участие), а также при необходимости – иных заинтересованных лиц (родственников, психологов
и т. п.) решает вопрос о возможности или невозможности дальнейшего нахождения
ребенка в данном месте.

Здесь важен индивидуальный
подход и оценка совокупности всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Отметим, что
сейчас вопрос об отобрании ребенка из семьи относится к компетенции органов
опеки.

Основанием для этого нередко является отсутствие нужных или наличие просроченных
продуктов питания в холодильнике, нехватка игрушек у ребенка, отсутствие
отдельной комнаты, громкий плач малыша, оставление малолетнего с бабушкой и дедушкой, наличие синяков на теле ребенка и т. п. Немало примеров того, когда
малообеспеченные семьи обращались за денежной помощью в государственные и муниципальные органы, чем привлекали внимание органов опеки и попечительства, и становились жертвами применения статьи 77 Семейного кодекса, которая позволяет этим
органам немедленно изъять ребенка из семьи. Решение принимается ими
самостоятельно. А родственники потом могут оспаривать действия органов опеки в суде.

Кто
и по каким признакам будет решать, что есть риск наступления смерти ребенка в течение нескольких часов?

Напомним, что основания
часть норм законопроекта посвящена судебной процедуре отобрания ребенка. В основе
этих норм заложена идея – спасти ребенка. Меры
по немедленному внесудебному отобранию носят чрезвычайный характер. Их применение
возможно только в исключительных случаях, не терпящих отлагательств.

Если
смерть ребенка может наступить в течение нескольких часов, орган опеки и попечительства с участием прокурора и органа внутренних дел может произвести
отобрание. То есть процедура будет коллегиальной — помимо органа опеки будет
присутствовать и прокурор, и представитель органа внутренних дел.

В настоящее время
вопросы немедленного отобрания ребенка решаются индивидуально органом опеки.
Прокурор при этом лишь уведомляется об отобрании. Он не присутствует на месте и не может непосредственно оценить ситуацию, в которой находится ребенок.

К сожалению, при такой процедуре случается, что изъятие ребенка не имеет под
собой оснований реальной угрозы его жизни или здоровью, или более того, связаны
с нежеланием оказать социальную поддержку многодетным семьям, семьям,
нуждающимся в улучшении жилищных условий или оказавшихся в тяжелой жизненной
ситуации.

Риск
смерти в течение нескольких часов — это сколько? Если есть риск смерти в течение нескольких дней — от недоедания, например — это подпадает под
«несколько часов»?

Законопроектом
предполагается оперативная оценка ситуации, которая сложилась в каждой
конкретной семье. Здесь важен индивидуальный подход и изучение совокупности
всех обстоятельств той или иной тяжелой ситуации.

Например, серьезное
физическое истощение малолетнего ребенка в течение длительного времени
находящегося без присмотра.

Конечно, сам по себе факт отсутствия продуктов в холодильнике не может быть таким обстоятельством, он должен быть оценен в совокупности с другими фактами.

Как
родителям успеть подготовиться к суду, если его проводят в течение 24 часов?
Как успеть найти подходящего адвоката за это время?

Прежде всего, надо понимать, что речь идет
о жизни ребенка. Степень социальной опасности ситуации высока. Поэтому предлагаются
такие сроки.

Заявление об отобрании ребенка
рассматривается в судебном заседании с обязательным участием представителя органа опеки и попечительства,
прокурора, родителей, других заинтересованных лиц (психолога, педагога и др.) и самого ребенка.

При этом в суде будет решен вопрос не об ограничении родительских прав и всеми вытекающими из этого последствиями, а только вопрос факта – может ли ребенок в сложившейся ситуации безопасно находиться дома. Лишение или
ограничение родительских прав – это другой вопрос, который будет
рассматриваться в отдельном процессе. На это обращается особое внимание.

Родители вправе нанять адвоката. В этом им
может быть оказана необходимая помощь. Надо обратить внимание, что по действующей процедуре наличие адвоката не предполагается в принципе –
немедленное отобрание происходит вообще без санкции суда.

К примеру, сокращенные сроки
процессуальных действий также предусмотрены в уголовном процессе — в отношении подозреваемого, задержанного при наличии явных следов
совершения преступления.

Почему
суд закрытый?

Разбирательство
в закрытом судебном заседании должно обеспечивать неприкосновенность частной жизни граждан. Например,
сейчас по ГПК РФ всегда в закрытых процессах рассматриваются дела, связанные с усыновлением (удочерением) ребенка.

Если бы заседание было публичным, то в зале могли бы
присутствовать посторонние лица, т. е. публика или СМИ. А это может негативно
сказаться на состоянии ребенка, особенно если его психика и так была
травмирована опасной ситуацией. Кроме того, это может повлечь
разглашение информации о частной жизни.

Как
можно будет оспорить решение суда?

Решения могут быть
обжалованы в общем порядке – то есть в апелляции, кассации, и в порядке
надзора. Так, например, в соответствии со ст. 320.

1 ГПК РФ решение районного суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд
города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа.

Жалоба
подается в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Поскольку
судебное разбирательство будет проходить с участием прокурора, он также сможет оспорить
решение суда, если посчитает, что интересы ребенка не соблюдены. Таким образом,
вариантов защиты в соответствии с законопроектом становится больше, а не меньше.

Правда ли, что законопроект сделает возможным срочное изъятие детей из семьи по любым
причинам?

Нет, наоборот, законопроект предусматривает существенное
ограничение возможных злоупотреблений со стороны органов опеки и попечительства в вопросах изъятия детей из семьи, которые в настоящее время, к сожалению, нередки. В суде должны быть представлены и исследованы все доказательства
и обоснования того, что действительно существует непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью.

Сейчас же решения об изъятии принимаются органами опеки и попечительства
самостоятельно, по их усмотрению, без учета мнения
родителей, прокурора, органа внутренних дел, психолога, иных заинтересованных
лиц.

Если
заглянуть в отечественную историю, в семейном законодательстве СССР (Основы
законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 года,
Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года)была
установлена именно судебная процедура отобрания детей, независимо от лишения
родительских прав – в случае, если ребенок находился в опасности. А в исключительных случаях — при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка —
орган опеки и попечительства мог самостоятельно принять решение о немедленном
отобрании ребенка, лишь уведомив прокурора, и обратившись впоследствии в недельный срок с иском в суд о лишении родительских прав.

Похожую
процедуру предлагается закрепить сейчас, но еще больше ограничив усмотрение
опеки.

Указывается, что немедленное отобрание ребенка органами опеки может
производиться только при участии
прокурора и органа внутренних дел — при наличии оснований полагать, что смерть
ребенка может наступить в течение нескольких часов. То естькогда промедление может
привести к неминуемой гибели ребенка.

Как
будут наказывать чиновников из органов опеки, превышающих свои полномочия?

Предлагаемые нормы уменьшают возможные
«превышения» и злоупотребления
полномочиями. Нормы направлены на защиту прав ребенка. Если все‑таки чиновники
нарушают закон, то на них распространяются все общие меры ответственности,
предусмотренные законодательством. Они должны будут возместить вред,
причиненный незаконными действиями, т.

 е. к ним будут применены меры гражданско-правовой
ответственности. Также дисциплинарная ответственность – вплоть до увольнения. Возможна и уголовная ответственность – за халатность в соответствии со ст. 293 УК РФ. Если же в результате
незаконных действий органов опеки ребенок погибнет, то наказание — лишение
свободы до пяти лет.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

В каком случае у родителей могут отобрать ребенка органы опеки?

Единственной законной причиной безотлагательного изъятия ребенка из семьи является непосредственная угроза его жизни и здоровью.

Но помимо немедленного изъятия существует и иные процедуры, при которых ребенок изымается из семьи:

  1. Родители лишены родительских прав. На основании ст. 69 СК РФ, забрать ребенка из семьи могут только после вступившего в законную силу решения суда. В этом случае исполнение судебного решения возложено на судебных приставов при обязательном присутствии сотрудника органов опеки и попечительства. При необходимости, дополнительно возможно привлечение сотрудников полиции. В тех случаях, когда из семьи изымается малолетний ребенок в возрасте до трех лет, возможно привлечение медицинского работника.
  2. Принято решение об ограничении матери и отца в родительских правах (ст. 73 СК РФ). Процедура идентична изъятию несовершеннолетнего при лишении родительских прав.
  3. Существует непосредственная угроза жизни и здоровью малыша (ст. 77 СК РФ). изъятие происходит сразу же при обнаружении такой угрозы на основании приказа органа местного самоуправления.
  • Основания для изъятия ребенка из семьи:
  • стойкая алкогольная или наркотическая зависимость родителей малыша;
  • совершение родителями насильственных действий в отношении ребенка (побои, жестокое обращение, насильственные действия сексуального характера);
  • привлечение малолетних детей к попрошайничеству, воровству, иному способу добывания денежных средств;
  • оставление ребенка в опасности;
  • аморальное или асоциальное поведение законных представителей ребенка;
  • антисанитарные условия в жилом помещении;
  • ненадлежащее состояние, либо отсутствие спального места для малыша;
  • отсутствие необходимых для ребенка, либо наличие испорченных и просроченных продуктов;
  • иные факты ненадлежащего исполнения взрослых родительских обязанностей.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст. 38 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации основным и единственным способом защиты ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью является его немедленное отобрание у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, в течение семи дней после вынесения уполномоченными органами акта об отобрании ребенка – обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.

2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, а также при ограничении и лишении родительских прав» под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

Разрешение вопроса о немедленном отобрании ребенка на основании статьи 77 СК РФ отнесено к исключительной компетенции органа опеки и попечительства и производится во внесудебном порядке. Характер и степень опасности должны определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

  1. Предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).
  2. Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.
  3. Старший помощник прокурора края
  4. по надзору за исполнением законов
  5. о несовершеннолетних и молодежи

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Единственной законной причиной безотлагательного изъятия ребенка из семьи является непосредственная угроза его жизни и здоровью.

Но помимо немедленного изъятия существует и иные процедуры, при которых ребенок изымается из семьи:

  1. Родители лишены родительских прав. На основании ст. 69 СК РФ, забрать ребенка из семьи могут только после вступившего в законную силу решения суда. В этом случае исполнение судебного решения возложено на судебных приставов при обязательном присутствии сотрудника органов опеки и попечительства. При необходимости, дополнительно возможно привлечение сотрудников полиции. В тех случаях, когда из семьи изымается малолетний ребенок в возрасте до трех лет, возможно привлечение медицинского работника.
  2. Принято решение об ограничении матери и отца в родительских правах (ст. 73 СК РФ). Процедура идентична изъятию несовершеннолетнего при лишении родительских прав.
  3. Существует непосредственная угроза жизни и здоровью малыша (ст. 77 СК РФ). изъятие происходит сразу же при обнаружении такой угрозы на основании приказа органа местного самоуправления.
  • Основания для изъятия ребенка из семьи:
  • стойкая алкогольная или наркотическая зависимость родителей малыша;
  • совершение родителями насильственных действий в отношении ребенка (побои, жестокое обращение, насильственные действия сексуального характера);
  • привлечение малолетних детей к попрошайничеству, воровству, иному способу добывания денежных средств;
  • оставление ребенка в опасности;
  • аморальное или асоциальное поведение законных представителей ребенка;
  • антисанитарные условия в жилом помещении;
  • ненадлежащее состояние, либо отсутствие спального места для малыша;
  • отсутствие необходимых для ребенка, либо наличие испорченных и просроченных продуктов;
  • иные факты ненадлежащего исполнения взрослых родительских обязанностей.

Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст. 38 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации основным и единственным способом защиты ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью является его немедленное отобрание у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка, в течение семи дней после вынесения уполномоченными органами акта об отобрании ребенка – обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.

2017 № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью, а также при ограничении и лишении родительских прав» под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка, которая может явиться основанием для вынесения акта о немедленном отобрании ребенка и изъятии его из семьи, следует понимать угрозу, с очевидностью свидетельствующую о реальной возможности наступления негативных последствий в виде смерти, причинения вреда физическому или психическому здоровью ребенка вследствие поведения (действий или бездействия) родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находится. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком, отвечающего физиологическим потребностям ребенка в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья (например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра).

Разрешение вопроса о немедленном отобрании ребенка на основании статьи 77 СК РФ отнесено к исключительной компетенции органа опеки и попечительства и производится во внесудебном порядке. Характер и степень опасности должны определяться в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств.

  1. Предусмотренная статьей 77 СК РФ мера по защите прав ребенка носит чрезвычайный характер, применение которой возможно в исключительных случаях, не терпящих отлагательств в связи с угрозой жизни или здоровью ребенка, и только на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо главы муниципального образования, принятие которого влечет за собой временное прекращение права родителей (одного из них) либо иных лиц, на попечении которых ребенок находился, на личное воспитание ребенка (до рассмотрения судом заявления об ограничении родителей (одного из них) в родительских правах или о лишении их родительских прав, об отмене усыновления либо до разрешения органом опеки и попечительства вопроса об отстранении опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя от выполнения своих обязанностей).
  2. Тяжелое материальное положение семьи само по себе не является достаточным основанием для отобрания детей у родителей, если родители добросовестно исполняют свои обязанности по воспитанию детей, заботятся о них, создают необходимые условия для развития детей в соответствии с имеющимися материальными и финансовыми возможностями семьи.
  3. Старший помощник прокурора края
  4. по надзору за исполнением законов
  5. о несовершеннолетних и молодежи