Консультации

Рекомендации комитета министров совета европы по правосудию, дружественному к ребенку

eugenprРекомендации Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребенкуВ последнее время немало копий сломлено родительской общественностью в борьбе против различных идиотских инициатив Совета Европы и всего Европейского Союза. Не Европа мы, не Ев-ро-па! И этим гордимся.

В данный момент речь идет о «Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 гг.«. Так называется этот очередной Европейский кошмар, согласно которому детей вообще нельзя воспитывать, а родители обязаны максимально быстро и безропотно исполнять все волеизъявления и капризы своего детяти. Так можно кратко изложить суть этого, с позволения сказать, документа.

Особенно встревожил многих людей тот факт, что наш любимый министр образования Ливанов присутствовал на процедуре имплементации «Стратегии…».

В Совете Европы заявили, что все присутствовавшие на процедуре автоматически согласились с европейской Стратегией и их страны должны спокойно и уверенно претворять её в жизнь, корректируя свои законы согласно духу и букве этого «европейского эпоса».

Кстати, однополые браки и гомосексуализм вообще проходят красной нитью через «права ребенка». Чтобы обойти процедуру ратификации в парламентах, европейцы придумали вместо формы «Конвенция» форму «Стратегия» и заменили ратификацию имплементацией, то есть одобрением, согласием.

Таким образом,  «рекомендации» для европейских стран и стран, где в Конституции отмечен приоритет международного права над национальным, становятся руководством к действию. Думаю, легко догадаться, что Россия попадает в эту ловушку.

Наиболее активно включились в борьбу против этого документа движения АРКС (Ассоциация Родительских Комитетов и Сообществ России) и РВС (Родительское Всероссийское Сопротивление), которые, опираясь на своих юристов и детских психологов, аргументировано и публично указывали на негативные положения Стратегии по отношению к российскому менталитету и традиционным семейным ценностям.

Обращения в различные инстанции родительских организаций и отдельных родителей, публикации в СМИ материалов, раскрывающих суть этой «Стратегии», привели к официальному заявлению МИД РФ по этому поводу. Сначала этой темы коснулась Мария Захарова на брифинге, а уже сразу за этим на сайте МИДа появилось и официальное заявление.

Читайте также:  Тормозит ГИБДД за нарушение. Что делать?

Сообщение брифинга:

21.04.1619:09Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 21 апреля 2016 годаО «Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 гг.»

Обращу ваше внимание на материал, который появился в российских СМИ, в частности в газете «Известия». Нам предъявили претензии, что мы не прокомментировали «Стратегию Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 гг.»

Хотела бы сказать, что мы не просто отслеживаем, а всегда реагируем на все, что связано с нашей деятельностью, включая замечания, которые появляются в СМИ. Большая просьба, если готовится материал, для которого необходим комментарий  МИД России, то обращайтесь до публикации вашей статьи.

Мы всегда найдем форму это прокомментировать.Хотела бы отметить, что МИД России не является профильным ведомством по этому вопросу, но мы готовы прокомментировать эту тему с «нашего угла». Сегодня соответствующий комментарий будет опубликован на официальном сайте МИД России.

Официальное заявление МИД РФ:

21.04.16 19:42Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с принятием КМСЕ «Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 гг.»

В связи с публикациями в СМИ, обращениями граждан и общественных организаций относительно принятой Комитетом министров Совета Европы в начале марта с.г. «Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016 — 2021 гг.

» отмечаем, что этот документ стал результатом десятилетней работы руководящих структур Совета Европы и итогом консультаций Секретариата с государствами-членами, уполномоченными по правам ребенка, международными организациями и профильными НПО.

https://www.youtube.com/watch?v=ykLhR0p2ow0

К сожалению, в данном международном документе содержится ряд неприемлемых для нас пунктов.

В связи с этим при принятии Стратегии в Комитете министров Совета Европы представитель России сделал интерпретирующее заявление, в котором было обращено внимание на её положения, противоречащие Концепции государственной семейной политики России на период до 2025 года.

По сути, было заявлено, что российская сторона не может принять Стратегию в ее целостном виде и оставляет за собой право принимать решение о реализации тех направлений документа и об участии в тех конкретных профильных форумах, которые отвечают национальным интересам Российской Федерации.

При этом следует учитывать, что по своему статусу речь идет о документе, который не создает обязательств для России. Он является «рекомендацией» Комитета министров Совета Европы и в отличие от конвенций и других договорно-правовых актов Совета Европы не имеет юридически обязывающего характера.http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2247753**

Для представления о «Стратегии Совета Европы по обеспечению прав ребенка на период 2016-2021 гг.» предлагаю выдержки из краткого описания этого документа, которое до имплементации подготовила Швабауэр Анна Викторовна, кандидат юридических наук, эксперт Общественного Уполномоченного по защите семьи в СПб и ЛО, член АРКС

Анализ Стратегии показывает, что она направлена на разрушение института семьи, дальнейшее внедрение ювенальных технологий, растление детей, на погружение детей в виртуальную реальность.  Может быть, поэтому ее от общества и скрывают.

Технологии уничтожения института в Стратегии отточены до предела. Стратегия исходит из установки, что семья – это источник «насилия» для детей (п.п. 19, 47, 49 и др.). По данным Росстата в РФ лишь 0,02% детей подвергаются преступным действиям в семье. Другое дело, что авторы документов, подобных Стратегии СЕ, считают насилием родительский запрет, критику либо наказание, т.е., просто воспитание.В Стратегии ребенок и  взрослый приравниваются как субъекты права. В п. 4 сказано: «Дети в государствах-членах Совета Европы обладают полным набором прав человека, которые гарантированы … международными документами в области защиты прав человека». Планируется неуклонное внедрение установки «ребенок = взрослый». В п. 11 Стратегии указано: «Чтобы добиться того, что дети будут считаться в полной мере субъектами права, необходимы жесткая политическая воля, выделение достаточных ресурсов и полная информированность общества о правах детей». Однако ребенок не может быть и не является «таким же» субъектом права как взрослый в силу интеллектуальной и психо-физиологической незрелости. Подобные установки нацелены на атомизацию ребенка, выведение его из структуры семьи и из послушания родителям. Создается правовой инструмент для разрушения традиционной иерархии в семье и обществе. Из установки «ребенок = взрослый» вытекает принцип обязательного участия «всех детей» в решении всевозможных вопросов. В п. 38 Стратегии сказано: «Совет Европы даст руководящие и методологические ориентиры, как внедрять принцип участия ребенка на практике систематически и во всех аспектах, которые касаются детей». При этом «СЕ окажет поддержку государствам-членам в использовании Механизмa CЕ для оценки участия детей (Child Participation Assessment Tool) как единого средства для оценки процесса реализации права детей на участие» (п. 38). Так что будут созданы специальные механизмы для реализации желаний и капризов ребенка, а значит, для окончательного разрушения семейной иерархии.**К главным проблемам для ребенка в Стратегии СЕ отнесена бедность. Причем, Стратегия СЕ рассматривает вопрос бедности именно «среди детей», отрывая тем самым детей от семьи (п. 12 Стратегии СЕ). При том, что принципом Стратегии является «наилучшее обеспечение интересов ребенка» (п. 5), изъятие детей из семей исключительно по причине материальных проблем, которое уже входит в практику, может встать на поток.Одной из серьезных угроз для детей в Стратегии прямо названа «невозможность играть и  проводить досуг с другими детьми из-за нехватки средств» (п. 13). Раз уж это прямо названо «угрозой», то надо быть готовым к насаждению практики изъятия детей за ограничения в общении со сверстниками.**

Согласно Стратегии планируется полный законодательный запрет телесных наказаний детей, в т.ч. родителями дома, под угрозой уголовного преследования «нарушителей».

Телесные наказания названы в Стратегии «насилием». Совет Европы трактует как насилие любую форму телесных наказаний, даже самых безобидных, а также т.н. «психологическое насилие», которым является родительская критика по отношению к ребенку и т.п.**РФ будут принуждать к принятию антисемейных конвенций: по п. 55 «Совет Европы будет содействовать внедрению своих норм по семейному праву, в том числе новой редакции Европейской Конвенции об усыновлении детей и Рекомендаций Комитета Министров СЕ о медиации (примирении) в семейных спорах, о политике в поддержку позитивного воспитания детей родителями…». Заметим, что Конвенция об усыновлении детей говорит о возможности усыновления однополыми парами.Сильно будет содействовать вмешательству в семью органов власти п. 19 Стратегии, в которой продвигается тема «некомпетентности» родителей: «Многие родители нуждаются в помощи, чтобы выполнить свою роль в воспитании ребенка и обеспечении его прав».**

Планируется внедрение неких «процедур» по оценке «наилучших интересов» ребенка в делах об их изъятии, что явно усилит тенденции по изъятию детей. Так, по п. 55: «Особое внимание будет уделено процедуре оценки «наилучших интересов» ребенка в семейных спорах.

Будет изучено, каким образом государства-члены СЕ могут внедрить законы, рекомендации и процедуры, в которых действительно придается первостепенное значение интересам ребенка в решениях об изъятии, месте проживания и воссоединении ребенка с семьей».

Так внедряются государственные механизмы вмешательства в любые семейные споры.

**Отказ от соразмерного  наказания несовершеннолетних преступников под видом «дружественного ребенку правосудия».По п. 53 Стратегии СЕ планируется активное внедрение ювенальной юстиции: «Совет Европы будет способствовать внедрению Руководящих Принципов СЕ по дружественному к ребенку правосудию, оказывая поддержку государствам-членам СЕ в развитии и совершенствовании доступности правосудия для детей».В соответствии с п. 54 Стратегии предполагается дальнейшая либерализация наказания в  отношении несовершеннолетних преступников: «Совет Европы будет оказывать поддержку и помощь государствам-членам СЕ, которые будут избегать применения к детям меры лишения свободы».**Растление детей.

К базовым принципам Стратегии отнесено следующее правило: «Права ребенка распространяются на всех детей без дискриминации по какому-либо признаку. Все права должны быть предоставлены без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, … сексуальной ориентации, гендерной идентичности».

В п. 35 Стратегии сказано: «Чтобы противодействовать дискриминации, основанной на гендерной (половой) принадлежности, и отстаивать и способствовать формированию равноправия между мальчиками и девочками, Совет Европы продолжит борьбу со стереотипами и сексизмом, в том числе через СМИ, образование и воспитание». Последние годы «стереотипом» для Совета Европы стало естественное различие между мужчиной и женщиной, между взрослым и ребенком. По п. 36 Стратегии «на основании Рекомендации Комитета Министров CM/Rec(2010)5 о мерах по борьбе с дискриминацией по признаку сексуальной ориентации или гендерной идентификации Совет Европы оценит необходимость проведения исследований о правовом положении ЛГБТ-детей и детей-гермафродитов по вопросу реализации ими своих прав».  Содомизация детей будет реализовываться также через п. 48 Стратегии «Совет Европы будет содействовать укреплению роли образования и просвещения в профилактике специфических форм насилия, таких как буллинг (издевательства и запугивание) в школе и на почве гомофобии,…».Вопрос о просвещении детей о «правах» извращенцев ставится очень жестко. Это значит, что государства–участники обязываются к интеллектуальному растлению детей, внедрению в школах т.н. «гомосексуального образования».

По п. 45 планируется ежегодное общеевропейское празднование нового праздника –«Европейский День защиты детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия», назначенного на 18 ноября.

Этот день будет посвящен проведению разъяснительной работы в рамках кампании «Каждый пятый» (ONE in FIVE).

Для несведущих: Совет Европы считает, что каждый пятый ребенок насилуется дома или в кругу близких.

Так что можно ожидать активного растления детей (распространение соответствующих печатных материалов) под видом защиты от сексуальной эксплуатации, приуроченной в 18 ноября.Установка «каждый пятый» является такой же ложью, как «компетентность ребенка», «некомпетентность родителя» и другие изобретения адептов нового мирового порядка.

**

В п. 21 Стратегии заявляется, что «доступность Интернета» и «компьютерная грамотность» — «аспекты прав ребенка на свободу самовыражения, на участие и на образование». Это приведет к тому, что ребенок любого возраста, которому не разрешают сидеть в Интернете или не учат тому, как пользоваться Интернетом, будет под угрозой изъятия их семьи, поскольку родители, якобы не исполняя своих обязанностей, не обеспечивают его права.Согласно п. 39 Стратегии будут введены дополнительные меры для того, чтобы донести до детей информацию об их правах через «web-сайты, приложения, социальные сети, игры, публикации и другие средства, удобные и понятные детям».  При этом «Совет Европы будет содействовать укреплению и защищать права детей на отсутствие дискриминации, доступ к информации, свободу слова и на участие в цифровом пространстве» (п. 58).     

**

В Заключении сказано: «Современное общество встало лицом к лицу с из­менениями, которым необходимо подвергнуть чело­веческую сущность. Вот очередной этап прогресса — в результате наблюдения с помощью видеонадзора и био­метрии, а также посредством внедренных в человеческое тело различных электронных устройств, подкожных чипов и смарт-меток, человеческие личности изменяются до такой степени, что они все более и более превраща­ются в сетевые личности. Они должны постоянно иметь возможность время от времени получать и пере­давать сигналы, разрешающие передвижение, привычки, и контакты, подлежащие отслеживанию и оценке.В наших обществах тело — это сырье, которое может быть изменено в зависимости от условий ок­ружающей среды. Возможности достижимых кон­фигураций несомненно увеличиваются, как и полити­ческие возможности, направленные на управление телом посредством технологий.Комиссия считает, что имплантанты ИКТ сами по себе не представляют опасности для человеческой свобо­ды или достоинства…Имплантанты ИКТ могут использоваться государственными властями, отдельными личностями и группами для усиления их власти над другими. Имплантанты могут быть ис­пользованы для определения местонахождения людей (и также для получения других видов информации о них). Это могло бы быть оправдано из соображений осуществления надзора (в случае досрочного освобож­дения заключенных) или из соображений безопасности (определение местоположения детей)».**В заключающих положениях Стратегии СЕ (п. 69) планируется внедрение программы ООН по устойчивому развитию до 2030 г. (2015 г.). В ней в свою очередь предусмотрена «пропаганда этики глобального гражданства».

Дружественное к детям и семье правосудие — Международный журнал "Вестник Медиации в ЕврАзии"

  • Основными направлениями деятельности в рамках проекта являлись:
  • соблюдение принципа специализации судей, рассматривающих уголовные и (или) гражданские дела и материалы с участием несовершеннолетних;
  • введение в уголовный и гражданский процесс фигуры помощника судьи с функциями социального работника; социальная диагностика личности несовершеннолетнего и совершенного им правонарушения; составление карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя как основы его реабилитационной программы;
  • психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей, жертв преступлений, а также детей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию; проведение психолого-педагогического исследования по гражданским делам, связанному с воспитанием детей; оказание содействия подросткам и их семьям в реализации их гражданских прав; применение к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия, как альтернативы уголовному наказанию; проведение процедуры медиации по спорам, вытекающим из семейных правоотношений; проведение восстановительной медиации по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних; школьная медиация; повышение уровня взаимодействия судебной, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных органов, прокуратуры, органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальных служб в сфере охраны прав ребенка и семьи.

На базе Липецкого областного суда был создан Координационный совет, председателем которого является Председатель суда, член Президиума Совета судей Российской Федерации Иван Иванович Марков. В состав Совета входят представители всех ветвей власти и управления, органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, правоохранительных органов, общественных структур, высших учебных заведений, что позволяет подключать к реализации проекта ответственных за данные направления в регионах должностных лиц и органы, которые обеспечивают или контролируют соблюдение интересов детей.

Как правило, дела и материалы с участием несовершеннолетних рассматривают судьи, прошедшие дополнительное обучение в области педагогики, детской психологии и социологии. В уголовный и гражданский процесс введена фигура помощника судьи с функциями социального работника. Это помощники, которые состоят в штате суда и также прошли дополнительное обучение.

В соответствии с ч.1 ст. 421 УПК РФ, по уголовному делу о преступлении, совершенном подростком, устанавливаются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития и иные особенности личности; влияние старших по возрасту лиц.

Помощник судьи непосредственно беседует с подростком и его родителями, педагогами, выясняет круг общения, интересы, склонности, а также причины, побудившие к совершению преступления; решает вопросы проведения психолого-педагогического обследования. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому подростку. Составляется карта социального сопровождения.

Собранные в ней сведения фактически являются докладом суду о личности несовершеннолетнего и позволяют сделать вывод о наиболее оптимальной мере ответственности подростка за совершенное им деяние, а также решить вопрос о необходимости принятия мер по защите прав несовершеннолетнего и его семьи для составления программы реабилитации самого правонарушителя.

Карта социального сопровождения составляется на следствии, дополняется в судебном заседании, и после рассмотрения уголовного дела направляется в орган, исполняющий наказание.

Приведу один пример. Ольга, 16 лет, в группе лиц совершила кражу имущества на большую сумму. При изучении личности девочки были выявлены следующие факторы, способствовавшие совершению преступления: проблемы в общении с мамой и склонность к употреблению алкоголя.

Ольга и ее мама были направлены для прохождения коррекционно-реабилитационных занятий к психологу. После посещения 8 занятий между девочкой и мамой возникли доверительные отношения, они научились находить общий язык по многим вопросам, стало меньше семейных конфликтов. Также Оле назначили лечение в наркологическом диспансере.

В результате принятых мер у Ольги наблюдается положительная динамика снижения алкогольной зависимости, она успешно обучается в профессиональном лицее, участвует в общественных мероприятиях лицея, у нее сформировалось ответственное отношение к выполняемым заданиям, к необходимости возмещения причинённого её действиями вреда.

И таких примеров много, в каждом районном суде области смогут рассказать о подростках, жизнь которых изменилась в лучшую сторону, благодаря суду.

Помощь в изучении личности несовершеннолетнего и разработке программы реабилитационных мероприятий оказывают педагоги-психологи. Каждому несовершеннолетнему правонарушителю предлагается помощь квалифицированного психолога-педагога, которая оказывается бесплатно и на добровольной основе.

Заключение по результатам психолого-педагогического исследования содержит не только сведения об индивидуальных психологических особенностях несовершеннолетнего, но и предлагает комплекс коррекционно-реабилитационных мероприятий в отношении подростка с целью предупреждения совершения им повторных правонарушений.

Обобщениями судебной практики по уголовным делам было установлено, что ряд несовершеннолетних правонарушителей нуждается в специализированной коррекции поведения. Мы направляем таких ребят к педагогам-психологам, которые проводят с ними коррекционные занятия и психологические тренинги, работают с родителями, помогают наладить взаимоотношения в семье.

Нуждаются в квалифицированной психологической помощи и подростки — жертвы преступления, а зачастую и несовершеннолетние свидетели. Поэтому Советом принято решение о необходимости привлечения психолога к работе с ними.

Подросток, в отношении которого вынесен обвинительный приговор либо уголовное дело прекращено по не реабилитирующим основаниям (например, в связи с примирением сторон или назначением принудительных мер воспитательного воздействия) состоит на внутри судебном учете, с ним проводится кропотливая индивидуальная профилактическая работа – проведение патриотических, культурно-массовых мероприятий, например посещение музеев, выставок, проведение различных экскурсий, патриотических конкурсов; просвещение родителей по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Применяя новые технологии по уголовным делам, мы пришли к выводу, что в большинстве случаев причина совершения подростками преступлений кроется именно в семье. Поэтому в первую очередь оказывается помощь семьям, которые находятся в трудной жизненной ситуации.

На основании обобщений судебной практики рассмотрения гражданских дел с участием несовершеннолетних, а также исков о лишении родительских прав нами сделан вывод, что судебный процесс по таким делам должен быть ориентирован на сохранение семьи, восстановление внутрисемейных отношений, соблюдение приоритета прав ребёнка. Лишение родительских прав как исключительная мера должно следовать лишь тогда, когда не удается достичь положительного результата усилиями, предпринятыми для поддержки родной семьи ребенка, или когда нахождение ребенка в родной семье создает угрозу его жизни и здоровью.

При ежегодном подведении итогов работы по новым проектам было подтверждено, что достигнута основная цель проекта – помочь родителям преодолеть кризис и подвигнуть их на ответственное исполнение своих родительских обязанностей.

Статистика также подтверждает эффективность нашего проекта.

Так, количество исков о лишении родительских прав в 2017 году снизилось в 2 раза по сравнению с началом проекта в 2008 году, при этом удовлетворение таких исков снизилось ещё значительней — с 90,2% до 66,9%, поскольку рассчитывается от количества рассмотренных дел.

Нами отслеживается и количество повторно заявленных требований о лишении родительских прав (по новым основаниям) после отказа суда в удовлетворении требований о лишении родительских прав к тем же родителям, количество таких споров составляет от 5 до 10% от общего количества данной категории дел за год, а удовлетворяется таких требований не более половины от повторно заявленных.  Такая практика подтверждает индивидуальную профилактическую работу фактически с каждым родителем.

В области на протяжении нескольких лет работает совместный проект Советского районного суда г.Липецка и наркологического диспансера по реабилитации неблагополучных родителей – «Школа родителей». Родители, у которых существуют проблемы с употреблением алкоголя и наркотиков, и которые хотят побороть зависимость, проходят лечение у врача-нарколога, им оказывается помощь в трудоустройстве.

В этой «Школе» проводится работа по просвещению граждан в сфере семейного права, когда взрослым напоминают, что у них есть обязанности по воспитанию детей, а у несовершеннолетних – свои права. Участникам проекта объясняется процедура лишения родительских прав и то, какие последствия она влечёт.

Родителям разъясняются психологические особенности развития ребенка того или иного возрастного периода, проводятся практические занятия по налаживанию контакта с несовершеннолетними, вырабатываются механизмы контроля над своим поведением и поведением подростка.  Другие суды вправе направлять   в «Школу родителей» лиц, желающих, чтобы им оказали подобную помощь.

Таким образом, нет смысла копировать проект из другого суда, надо развивать собственный проект, отвечающий потребностям своего района.

Рекомендации Комитета Министров Совета Европы по правосудию, дружественному к ребенку

Поэтому самостоятельную профилактическую работу проводят практически все суды области.

В крупных судах на постоянной основе действуют тематические проекты для совершивших правонарушения детей и их родителей: «Молодежный клуб», клуб «Творчество», проект «Духовное возрождение семьи», клуб «Сто друзей» и другие, в рамках которых регулярно проводятся мероприятия на интересные и полезные для детей темы.

Результаты свидетельствуют о правильности выбранного нами пути. За десять лет нашей работы около трех тысяч несовершеннолетних правонарушителей были сняты с внутри судебного учета по исправлению либо в связи с достижением совершеннолетия, т.е. не совершили повторных преступлений.

В период с 2008 по 2018 год удельный вес преступлений несовершеннолетних снизился с 7.4% до 3.4%, а количество судимых подростков, совершивших преступления повторно, сократилось в 8.5 раз – с 85 до 10 человек.  За данный период в области ликвидирована колония для несовершеннолетних.

Но самое главное – нам удалось изменить подход к работе с детьми-правонарушителями — от карательно-репрессивного к восстановительному.

В качестве меры первичной профилактики правонарушений и внутри школьных конфликтов развиваются школьные службы примирения — на 2018 год таких служб в области- 135. Суды взаимодействуют с кураторами школьных служб примирения, разрабатывают методы разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в школе.

Отвечая на многочисленные вопросы о том, как построить такую работу, следует отметить, как обязательное условие то, что в регионе должно быть налажено взаимодействие правоохранительных органов, социальных служб, служб профилактики.

От этого зависит уровень эффективности профилактической работы, и, как следствие, снижение количества повторных преступлений несовершеннолетних в регионе, а также количества прекращённых производством споров с участием несовершеннолетних.

Для обеспечения такого взаимодействия в области был создан Координационный совет, как орган, обеспечивающий взаимодействие между указанными структурами.

 Для эффективного уровня такого взаимодействия проводятся совместные семинары, «круглые столы», где мы делимся опытом, обсуждаем проблемные вопросы, итоги работы и делаем это систематически для определения динамики развития основного проекта дружественного   к детям и семье правосудия.

О медиации необходимо сказать отдельно.

В разрешении внутрисемейных конфликтов, особенно где затрагиваются права и интересы детей как при благополучных родителях, так и в иных случаях, нами активно используется процедура медиации.

Суды при согласии сторон назначают процедуру медиации по таким категориям гражданских дел как расторжение брака, по спорам, затрагивающим интересы детей, спорам, вытекающим из алиментных обязательств. Так, в том числе с применением процедуры медиации, судами области   прекращается по различным основаниям треть гражданских дел, связанных с воспитанием детей.

  За 9 месяцев 2018 года количество гражданских дел, где стороны изъявили желание пойти на информационную встречу с медиатором, составило в районных судах 600 и у мировых судей –620, что на 10% больше, чем в 2017 году.

Наблюдая эффективность такой работы, с 2014 года мы проводим процедуру медиации по уголовным делам. Начинали с процедуры восстановительной медиации по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних.

Впоследствии и взрослые преступники, а также и потерпевшие от преступлений стали ходатайствовать по уголовным делам о проведении процедуры медиации, при которой стороны с помощью независимого медиатора желают договориться об удовлетворении требований о возмещении материального, компенсации морального вреда, причиненного преступлением, либо желают примириться и в связи с этим прекратить уголовное дело.

Анализ медиативных соглашений показывает, что проведение процедуры медиации способствует защите прав и интересов потерпевших от преступлений, направлено на реальное заглаживание причинённого вреда и улучшение взаимоотношений сторон, способствует достижению взаимоприемлемых условий примирения в большей степени, чем при решении вопроса о прекращении уголовного дела за примирением в обычном порядке, без участия посредника. В ряде случаев стороны, направленные для прохождения процедуры медиации в рамках одного уголовного дела, приходили к примирению и по другим делам, находящимся в производстве следователей, судей, в том числе рассматриваемым в порядке гражданского судопроизводства.

В связи с этим представляется целесообразным законодательно закрепить процессуальные основы института медиации в различных видах судопроизводства, опыт Липецкой области распространить в других регионах в целях повышения эффективности правосудия.

Кедрина Ольга Владимировна,
судья Липецкого областного суда
Национальная стратегия действий в интересах детей реализуется в каждом регионе страны. Судебная система Липецкой области с 2008 года использует инновационный   проект дружественного к детям и семье правосудия, инициированный председателем Липецкого областного суда Марковым И.И.

Международная научно-практическая конференция "Дружественное к ребенку правосудие"

  • Материалы VI Международной научно-практической конференции «Дружественное к ребенку правосудие» (2018)
  • Материалы V Международной научно-практической конференции «Дружественное к ребенку правосудие» (2016)
  • Материалы IV Международной научно-практической конференции «Дружественное к ребенку правосудие» (2013)

Одним из направлений реализации задач, поставленных Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761, является проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, и оценки достигнутых результатов. С первых лет создания юридического факультета Бурятского государственного университета проблематика научного обеспечения защиты прав несовершеннолетних была одним из главных направлений научной деятельности профессорско-преподавательского состава юридического факультета БГУ.

С 2008 года в университете начала проводиться научно-практическая конференция «Ювенальная юстиция и проблемы защиты прав несовершеннолетних», которая стала закономерным звеном в начавшейся в стране деятельности по совершенствованию системы специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних и активному поиску новых эффективных форм, технологии и механизмов развития инфраструктуры для поддержки детства и семьи. Ее результаты имели хороший резонанс и нашли поддержку со стороны Верховного суда Республики Бурятия, Правительства Республики Бурятия, Иркутского молодежного фонда правозащитников «Ювента», Уполномоченного по правам ребенка в Республике Бурятия, Министерства образования и науки Республики Бурятия, Российской академии правосудия и многих научных и образовательных учреждений Российской Федерации.

Начиная с 2009 г.

конференция получила статус международной и стала традиционной ввиду крайней актуальности и востребованности ювенологических знаний не только в научной среде, но и в судейском сообществе, среди широкого круга специалистов, занимающихся защитой прав несовершеннолетних, профилактикой их безнадзорности и правонарушений.

Уже в 2013 г. опыт Бурятии был признан лучшим в России по созданию дружественного детям правосудия и рекомендован для тиражирования в других регионах. Делегация республики получила диплом профессионального признания на Всероссийской выставке-форуме «Вместе – ради детей» в Тюмени.

Бурятия стала лидером в этой номинации среди 500 участников из 46 российских регионов. Немаловажную роль в этом сыграли и результаты конференции, площадки которой стали основой конструктивного взаимодействия судейского и научного сообщества, представителей органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Отрадно отметить, что основой успешного внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции явились результаты тесного сотрудничества Верховного суда Республики Бурятия с научным сообществом юридического факультета Бурятского госуниверситета, которое началось еще с организации в 2007 г. семинара для судей федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей «Совершенствование правосудия при рассмотрении дел в отношении несовершеннолетних (ювенальная юстиция)» с участием специалистов из Бурятского госуниверситета.

В связи с принятием Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.

, в рамках реализации которой стоит решение вопросов, связанных с актуальными проблемами создания системы дружественного к ребенку правосудия, название традиционной научно-практической конференции было изменено. В 2013 г.

была проведена IV международная конференция «Дружественное к ребенку правосудие и проблемы ювенальной уголовной политики», а в 2015 г.

– V научно-практическая конференция «Дружественное к ребенку правосудие и восстановительные технологии», посвященная 20-летию Бурятского государственного университета. Тот факт, что юбилейную конференцию поддержали Министерство образования и науки Российской Федерации, Ассоциация юристов России и Ассоциация учителей права, позволяет говорить о правильности выбора такого вектора развития и новых горизонтов сотрудничества науки и практики.

Особенность последней, пятой, конференции и в том, что она проходила в двух городах байкальского региона, что позволило охватить большое количество заинтересованных специалистов. На пленарном заседании в Иркутске были заслушаны и обсуждены три доклада. В рамках доклада М.Н.

Садовниковой и А.С. Архипкиной «О ситуации внедрения медиации и медиативных технологий в Иркутской области» был освещен опыт Фонда «ЮВЕНТА» и АНО «Иркутский центр медиации» по внедрению медиации и медиативных технологий.

О ситуации внедрения медиации и медиативных технологий в Республике Бурятия рассказала Э.Л. Раднаева, заведующая кафедрой уголовного права и криминологии ЮФ БГУ. А.А. Гавриленко, преподаватель кафедры судебного права ЮИ ИГУ, зам.

Директора ЮИ ИГУ по экономике и развитию представил доклад на тему «Ассоциация учителей права в Иркутской области под эгидой ИГУ».

24-25 сентября 2015 г. работа конференция была продолжена в г.Улан-Удэ Республики. Впервые в работе конференции приняли участие учителя права, школьные уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса, сотрудники школьных служб примирения, специалисты по правовому воспитанию молодежи.

Зарубежный блок пленарного заседания конференции был представлен докладами вице президента ювенального суда г.

Кретей (Франция) Мари-Жозе Маран о профилактической направленности деятельности ювенальных судов во Франции, доцента юридического факультета Чанчуньского политехнического университета КНР, д-ра юрид.

https://www.youtube.com/watch?v=SluTHLdIlP4

наук Лян Миньян о системе судебной защиты несовершеннолетних в Китае, заведующего кафедрой полицейского права Института полиции Университета правоохранительной службы Монголии, канд.юрид.

наук, полковника полиции Бадамханд Юндэндорж о международных нормах и стандартах в области защиты детей и их имплементации в законодательстве Монголии и руководителя воспитательного учреждения открытого типа г. Кретей (Франция) Франсуа Пандорж об опыте реализации принудительных мер воспитательного воздействия во Франции.

Прошедшие конференции, посвященные рассматриваемой проблеме, еще раз доказали, что университеты, объединяя усилия научных и практических работников, вносят не только действенный вклад в развитие доктрины дружественного к ребенку правосудия, но и являются конструктивной площадкой для обсуждения проблемных вопросов правоприменительной практики, нахождения консенсуса. Сообщество университетов не было бы столь эффективным в вопросах работы с детьми, если бы не было выстроено эффективное взаимодействие с правоприменителями. Вместе с тем стоит отметить, что наука и практика, в том числе и в вопросах защиты прав детей, все еще далеки друг от друга, и подобные форумы способствуют их сближению.

Без паники и благодушества. О третьей Стратегии Совета Европы по правам детей

Беда в том, что наша внутренняя семейная политика строится отнюдь не через законодательство. Вообще не через демократические механизмы. А через людей и структуры, которые рады всё делать через Европу и вообще через Запад

ВК Telegram FB Twitter Youtube Instagram Дзен rss

В марте — апреле в родительской среде много и взволнованно писали о новой «Стратегии Совета Европы по правам детей». В том числе и так, что нужно «всё бросить» ради остановки этой напасти. Где-то даже собирали подписи под петицией Лаврову с требованием отказаться от применения Стратегии.

Затем… оказалось, что, как сообщило РИА Катюша со ссылкой на источник в администрации президента РФ, подписи на имя Сергея Викторовича собирались зря, ибо стало известно, что возглавлять российскую делегацию…

5–6 апреля будет не глава МИДа Сергей Лавров, а министр образования Дмитрий Ливанов. То есть сами убедились, что «завели» людей, не разобравшись.

И так и не поняли, что на самом деле, 5–6 апреля не подписывали Стратегию, а торжественно запускали, — подписание уже состоялось 2 марта на 1249-й встрече заместителей министров ЕС, так что в этом сборе подписей сразу не было смысла.

Поставить подножку родительскому движению очень просто — надо от его имени распространить неправду, дав противнику повод для обвинения во лжи или в кликушестве. Более того, неточное знание мешает и самому родительскому движению правильно определять приоритеты работы. В петиции указывалось:

«В случае имплементации Стратегии нас ожидает принятие следующих тенденций и установок:

1) Семья — основной источник насилия для детей (п. 19 Стратегии СЕ).

2) Ребенок — такой же субъект права, как взрослый (п. 11).

3) Рост изъятий детей из семей по причине бедности (п. 12, 13)…».

Это всё — подмена написанного своими фантазиями и интерпретациями. На самом деле в указанных пунктах Стратегии написано совсем другое:

1) В п. 19: «Насилие, которое испытывают и наблюдают дети, бывает в семейной среде» — что, согласитесь, бесспорно.

2) В п. 11 — что дети должны рассматриваться как «истинные субъекты прав», «полные носители прав». Но дети у нас и сейчас носители прав, просто их права представляют и защищают родители. Юристы понимают: правосубъектность — не то, что дееспособность.

3) В п. 12 и 13 — что бедность для детей «создает факторы риска насилия или пренебрежения». Но разве бедность — не разрушительный фактор для семьи? А из «права всех детей на уровень жизни» (п. 26) может следовать не только лозунг изъятия детей у бедных, но и лозунг социальной помощи (о чем тоже идет речь в документах, на которые ссылается Стратегия).

Можно, много зная, быть «проницательным читателем» и видеть в тексте Стратегии стремление безумной Европы к постчеловечеству (с чем я готов согласиться). Но бессмысленно, ссылаясь на одну свою проницательность, в лоб атаковать достаточно общие формулировки, на которых можно строить и нормальные, а не только «европейские» выводы, — ведь это и будет с удовольствием названо кликушеством.

Стратегия Совета Европы

Я ни в коем случае не хочу сказать, что Стратегия безобидна, что ее подписание нужно выбросить из головы. В ней много формулировок, действительно совсем неприемлемых для России. Европа фактически потеряла свою культурную традицию, задыхается в надуманных жизненных постулатах.

https://www.youtube.com/watch?v=upkx4wwtwI8

Европа уже такова, что ее Стратегия не может не упоминать о дискриминации по сексуальной ориентации и гендерной идентичности, о «стереотипах сексизма». Она даже обещает исследовать (стратегическое ли это дело?), не обижают ли в школах детей из ЛГБТ-семей.

Стратегия требует соблюдения Лансаротской конвенции (2007) с ее (ст. 6) секспросветом и «Конвенции об усыновлении детей» (2008).

В ней написано что-то невнятное про «наилучшие права ребенка» в связи с новыми биотехнологиями, о внедрении медиации, об «участии» детей во всем (уж не в Совете Европы ли?).

  • В ней проявлено странное легкомыслие в отношении цифрового пространства — признается, что оно чревато опасностями для детей, но разработать безопасный доступ только обещают, а «права ребенка на доступ к информации, свободу выражения мнения и участие в цифровой среде» — уже собираются защищать!
  • И еще Стратегия много что собирается «продолжить продвигать». А именно:
  • а) Социальную хартию.
  • б) «позитивное воспитание».

в) «…эффективное устранение телесных наказаний… в том числе и дома… Государствам-членам будет оказана поддержка в проведении правовой реформы, направленной на достижение полного запрета…».

Что значит полный запрет, мы знаем: за шлепок — в суд и под лишение прав. А вот интересно, что значит «будет оказана поддержка»? Кому именно? Получатель такой поддержки, по сути, становится иностранным агентом. Однако только по сути: для признания агентом, увы, семейная политика (как и культурная, образовательная…) политикой не считается. Да и поддержка бывает не только деньгами;

г) Уже одно то, что Стратегия намерена «продвигать осуществление своих стандартов по семейному законодательству», — неприятно. Может быть, для того, кто мечтает, что его страна «це Европа», это нормально. Но не русскому народу учиться у Европы строить семьи и воспитывать детей!

Стратегия опирается на множество европейских документов — конвенций, рекомендации других стратегий, в том числе даже еще не рассмотренных, так же принимаемых от имени Комитета министров СЕ на уровне зам. министров.

То есть в целом это как бы декларация какого-то неизвестного Стратега, который по своим странным меркам строит основы союзного законодательства для объединенной Европы.

Вопрос — а зачем России в этом вообще участвовать, если она не собирается в Евросоюз? — возникает совершенно естественно.

Легкомысленное благодушество

Казалось бы, можно понять, почему Стратегия многих совсем не насторожила.

Детей из однополых семей у нас нет. Лансаротскую конвенцию Россия ратифицировала еще 2013 году — кричать «караул» уже поздно. Социальную Хартию — в 2009 году, при этом единороссы В. Володин и А.

Исаев лично пообещали Патриарху не допустить в России опасных ее трактовок. Конвенцию об усыновлении сама Европа не торопится ратифицировать: 10 стран за 7,5 лет — это несерьезно.

Да и кто говорит про эту конвенцию?

Далее. Это уже третья «детская» Стратегия. Что в ней плохого, то вовсе не ново. Все ее постулаты («дружественное к детям правосудие», «участие» детей, «искоренение насилия», «продвижение позитивного родительства»…) уже были и в Стокгольмской (2009–2011), и в Монакской (2012–2015) стратегиях. Кроме разве что правил поведения в цифровом мире.

То есть на самом деле это не то, что вот была здоровая Европа и вдруг в 2016 году заболела. Это тот же диагноз, переписанный в новый больничный. Просто одна четырехлетка кончилась, надо было что-то такое же написать на следующую… шестилетку. Всё это — одна стратегия, начертанная еще в 2006 году.

И, главное, Стратегия — это не закон прямого действия. Как написано в ее п.

8, «деятельность Совета Европы в качестве межправительственной организации опосредована правительствами государств-членов, которые регулируют реализацию Стратегии вместе с другими заинтересованными лицами, такими как гражданское общество и уполномоченные по правам ребенка». А наши правительство, НКО и уполномоченные должны действовать на основании закона. И, значит, наше внутреннее дело — защитить страну от неприемлемых положений и трактовок Стратегии.

Но вот с этим и связаны по-настоящему больные вопросы, без разрешения которых такое рассуждение является легкомысленным благодушеством.

Реальная опасность

Беда в том, что наша внутренняя семейная политика строится отнюдь не через законодательство. Вообще не через демократические механизмы. А через людей и структуры, которые рады всё делать через Европу и вообще через Запад. И для которых всё, что прозвучало оттуда, — сигнал к прямому действию.