Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является официальным партнером глобальной кампании «Vision Zero». Разработанная Международной ассоциацией социального обеспечения концепция «Vision Zero» или «Нулевой травматизм» – это качественно новый подход к организации профилактики, объединяющий три направления – безопасность, гигиену труда и благополучие работников на всех уровнях производства.
Концепция «Vision Zero» отличается гибкостью и может быть адаптирована к конкретным мерам профилактики, имеющим приоритетное значение для обеспечения безопасности, гигиены труда и благополучия работников на том или ином предприятии. Благодаря своей гибкости «Vision Zero» может применяться на любом месте работы, на любом предприятии и в любой отрасли.
Концепция предлагает семь золотых правил, реализация которых будет содействовать работодателю в снижении показателей производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Следование каждому из этих правил предполагает серьезную организационную работу и применение специального инструментария, позволяющего достичь поставленные цели.
Семь «золотых правил» концепции «Vision Zero»:
1.1. Настоящие рекомендации по применению программы «Нулевой травматизм» (далее – Рекомендации) разработаны в соответствии с подпрограммой «Улучшение условий и охраны труда в Ростовской области» государственной программы Ростовской области «Содействие занятости населения», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 644, а также с концепцией «Vision Zero».
1.2. Рекомендации устанавливают общий порядок разработки мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья работников, обеспечение безопасности, гигиены труда и благополучия работников в организациях Ростовской области.
(далее – Программа)
2.1. Обеспечение безопасности и здоровья работников на рабочих местах.
2.2. Предотвращение несчастных случаев на производстве.
2.3. Обеспечение соответствия оборудования и процессов производства государственным нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.
3.1. Снижение количества несчастных случаев на производстве.
3.2. Внедрение культуры безопасного поведения работников.
3.3. Внедрение системы управления профессиональными рисками.
4.1. Приоритет жизни работника и его здоровья.
4.2. Создание функционирующей системы управления охраной труда (далее – СУОТ), обеспечивающей безопасность и сохранение жизни и здоровья работников.
Ответственность руководителей и каждого работника за безопасность и соблюдение всех обязательных требований охраны труда.
4.3. Вовлечение работников в обеспечение безопасных условий и охраны труда.
4.4. Оценка и управление профессиональными рисками на производстве, проведение регулярных аудитов безопасности.
4.5. Непрерывное обучение и информирование работников по вопросам охраны труда.
5.1. Реализация скоординированных действий.
5.1.1. Обеспечение соответствия оборудования и процессов производства законодательным нормативным требованиям по охране труда, промышленной и пожарной безопасности.
5.1.2. Обеспечение безопасности работника на рабочем месте.
5.1.3. Использование механизма частичного финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
5.1.4. Проведение специальной оценки условий труда.
5.1.5. Развитие санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.
5.1.6. Приобретение и выдача сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
5.1.7. Проведение дней охраны труда, совещаний, семинаров и иных мероприятий по вопросам охраны труда.
5.1.8. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда.
5.1.9. Организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
5.1.10. Проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.
5.1.11. Информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
5.1.12. Обучение работников порядку проведения анализа, оценки и упорядочивания всех выявленных опасностей и методам оценки уровня профессиональных рисков.
5.1.13. Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.
5.1.14. Проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрение их результатов, выработка предложений по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
5.1.15. Приобретение и выдача в установленном порядке работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, молока и других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания.
5.1.16. Внедрение более совершенных технологий производства, нового оборудования, средств автоматизации и механизации производственных процессов с целью создания безопасных условий труда, ликвидации (сокращения числа) рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.1.17. Привлечение к сотрудничеству в вопросах улучшения условий труда и контроля за охраной труда членов трудовых коллективов – через обеспечение работы совместных комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
5.2. Перечень мероприятий, сгруппированных в соответствии с основными направлениями Программы, с указанием объёмов финансирования рекомендуется представлять в Приложении.
6.1. Совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны труда в организации:
анализ информации о состоянии условий и охраны труда в организации;
систематизация информации о состоянии условий и охраны труда в организации;
обеспечение наличия комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой деятельности (далее – НПА по охране труда);
составление перечня имеющихся НПА по охране труда;
оценка актуальности имеющихся НПА по охране труда;
оценка потребности и приобретение НПА по охране труда, в том числе в электронном виде (справочно-информационные системы и др.);
анализ и актуализация действующих локальных нормативных актов по охране труда;
пересмотр и актуализация должностных инструкций (должностных регламентов), положений о подразделениях в целях распределения функций и обязанностей по охране труда;
пересмотр и актуализация инструкций по охране труда для работников в соответствии с должностями, профессиями или видами выполняемых работ;
реализация мероприятий в области охраны труда и экологической безопасности Ростовского областного трехстороннего (регионального) соглашения через заключение коллективных договоров, принятие программ «нулевого травматизма».
6.2. Превентивные меры, направленные на снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Непрерывная подготовка работников по охране труда:
оценка уровней профессиональных рисков в рамках функционирующей СУОТ;
создание и обеспечение работы комитета (комиссии) по охране труда в целях организации совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
создание системы безопасности и гигиены труда;
повышение квалификаций и компетенций по охране труда работников;
соответствие профессиональному стандарту «Специалист в области охраны труда», утвержденному приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н;
повышение уровня компетенции молодых специалистов в сфере охраны труда посредством организации соответствующих информационных мероприятий;
организация различных информационно-методических площадок: уголков охраны труда, методических кабинетов;
проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, направленных на выявление нарушений трудового законодательства в сфере охраны труда и их устранение;
включение вопросов состояния условий и охраны труда в повестки совещаний, проводимых руководителем организации с заслушиванием руководителей структурных подразделений;
использование средств Фонда социального страхования Российской Федерации на финансирование предупредительных мер по снижению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
обучение по охране труда, в том числе обучение работников оказанию первой помощи (проведение всех видов инструктажей, проведение стажировки, организация проведения периодического обучения работников, выполняющих работы во вредных и (или) опасных условиях труда и т.д.);
создание и обеспечение работы комиссии по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трёх человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда;
обеспечение работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
проведение инструктажа работников о правилах применения СИЗ, применение которых требует от работников практических навыков (респираторы, противогазы, самоспасатели, предохранительные пояса, накомарники, каски и др.), простейших способах проверки их работоспособности и исправности, а также тренировок по их применению;
проведение испытаний и проверок исправности СИЗ;
замена частей СИЗ при снижении защитных свойств;
обеспечение ухода за СИЗ и их хранения (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка СИЗ, ремонт и замена);
контроль за обязательным применением работниками СИЗ;
медицинские осмотры (обследования) работников;
составление контингента работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам;
заключение договора с медицинской организацией на проведение медицинских осмотров;
выдача лицам, поступающим на работу, направления на предварительный медицинский осмотр, под роспись и учёт выданных направлений;
определение частоты проведения периодических осмотров в соответствии с типами вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работника, или видами выполняемых работ;
составление поименных списков, разработанных контингентов работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным осмотрам;
направление списка контингента, разработанного и утвержденного работодателем, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора по фактическому месту нахождения работодателя;
ознакомление работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, с календарным планом проведения периодических медицинских осмотров;
выдача работникам, направляемым на периодический осмотр, направления на периодический медицинский осмотр;
проведение смотров; конкурсов на лучшую организацию работы по охране труда среди структурных подразделений, проведение дней (месячника) охраны труда;
участие в федеральных и областных конкурсах по охране труда;
организация проведения контроля за соблюдением норм охраны труда.
6.3. Специальная оценка условий труда работающих в организациях:
проведение специальной оценки условий труда;
реализация мероприятий, разработанных по результатам проведения специальной оценки условий труда;
учет количества рабочих мест, на которых улучшены условия труда по результатам специальной оценки условий труда;
оценка эффективности мероприятий по приведению уровней воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении;
внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах;
внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током;
установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений;
механизация и автоматизация технологических операций (процессов) с учетом специфики деятельности организации;
проведение государственной экспертизы условий труда;
принятие мер по устранению нарушений выявленных в ходе проведения государственной экспертизы условий труда.
6.4. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда:
информирование работников по актуальным вопросам охраны труда посредством размещения актуальной информации в общедоступных местах;
организация и проведение семинаров, конференции, круглых столов, посвященных Всемирному дню охраны труда;
организация и проведение конкурсов профессионального мастерства.
6.5. Профилактические мероприятия, направленные на сохранение здоровья на рабочих местах:
реализация мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах;
компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда привлекаемых к выполнению указанных мероприятий методистов и тренеров;
организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физической культуры (далее – ЛФК) с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов
медицинских осмотров показаны занятия ЛФК), включая оплату труда привлекаемых к выполнению указанных мероприятий методистов, тренеров, врачей-специалистов;
приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
создание и развитие в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы физкультурно-спортивных клубов;
включение вопроса «ВИЧ/СПИД на рабочих местах» в программы проведения инструктажей по охране труда, в планы обучения профактива и стандарты повышения квалификации специалистов по охране труда, специалистов отделов кадров и медицинских работников, работающих на предприятиях;
осуществление обучения и проверки знаний с использованием компьютерного информационного Модуля «Оценка уровня знаний и поведенческого риска в отношении инфицирования ВИЧ» при проведении инструктажа по охране труда на рабочем месте.
Присоединиться к кампании можно, посетив веб-сайт, посвященный концепции «Vision Zero» (http://visionzero.global/ru/prisoedinaites-k-nam), где находится дополнительная информация и примеры добросовестной практики. Чтобы стать частью глобального сообщества предприятий, реализующих стратегию «Vision Zero», достаточно зарегистрироваться на сайте.