Администрация Егорлыкского района

БОЙ ЗА СТАНИЦУ ЕГОРЛЫКСКУЮ


7 июня, 2020 | Категория записи: города для детей 2020

 

 

23-25 января 1943 года.

25 января день освобождения станицы Егорлыкской от фашистских захватчиков — одного из самых ярких событий Егорлыкского района. Это были радостные и в то же время горестные дни.

Казалось, что быстрое и долгожданное освобождение совсем близко. Однако части Северо-Кавказского и Южного фронтов не смогли сходу взять станицу и ввязались в тяжёлые бои с отборными частями противника, дивизией СС «Викинг», на несколько дней.

22 января в 20.30 части подвижной конно-механизированной группы генерал-лейтенанта П.Я. Кириченко (4-й гвардейский Кубанский и 5-й гвардейский Донской казачьи кавалерийские корпуса) и танковая группа подполковника Титова (24 боеспособных танка), вступив в пределы Ростовской области, продолжали преследовать противника.

221-й отдельный танковый полк, совершив марш в 100 км, утром 22 января занял станцию Развильное и отрезал отход противнику по железнодорожной магистрали в Тихорецком направлении. 134-й танковый полк с боем захватил село Песчанокопское. 221-й и 134-й танковые полки получили приказ захватить станицу Егорлыкскую и железнодорожную станцию Атаман, с задачей ударить по тылам Сальской группировки противника, окружить и пленить её, а с выходом на магистраль Тихорецк – Ростов, закрыть 1 -й танковой армии противника путь к донской столице.

С утра 23 января шёл мелкий дождь, дороги размякли, что затрудняло движение танков, автотранспорта, обозов и двигавшейся в промокших валенках пехоте. Несмотря на плохие погодные условия, 44-я армия и конно-механизированная группа П.Я. Кириченко продолжали преследовать противника в направлении Красная Поляна — Жуковка — Летник. Танковая группа Титова двигалась в сторону Егорлыкской. В 21.00 23 января 1943г. 221-й отдельный танковый полк по приказу командира танковой группы с ходу без разведки вошёл в Егорлыкскую, но, при отсутствии пехоты, не смог закрепиться и вынужден был отойти на 1,5 км южнее станицы, где и занял оборону.

К 23.00 достиг станицы и 134-й танковый полк. Для прикрытия его правого фланга взвод средних танков по приказу и.о. командира полка майора Белозёрцева выдвинулся к железной дороге в районе разъезда Прощального. Основные силы полка выдвинулись на Егорлыкскую, но в 2 км южнее станицы попали под артиллерийский и миномётный огонь противника. В ходе тяжёлой атаки 134-му танковому полку удалось захватить южную окраину станицы, но удержать её без поддержки артиллерии и пехоты он не смог и вынужден был отойти на 1,5 км юго-восточнее Егорлыкской в молодой лесопитомник. Противник, разведав, что южная окраина станицы свободна, подтянул самоходные пушки и противотанковые орудия. На рассвете 24 января противником было обнаружено сосредоточение 134-го танкового полка. И когда полк без разведки и артиллерийской подготовки в 8.00 пошёл в наступление, эсэсовцы сожгли 8 машин и подбили один малый танк. В результате боя погибли 22 чел. и 7 чел. были ранены. От тяжёлого ранения скончался в госпитале майор Белозёрцев.

В командование полком вступил начальник штаба майор Ю. Кочетков. Полк вернулся в лесопитомник и занял оборону. Помощь 134-му танковому полку оказал подошедший 863 истребительно-противотанковый артиллерийский полк. Он провёл артиллерийскую подготовку в течение 30 минут. К этому времени подошла советская пехота, и противник обрушил весь свой огонь на неё. Не выдержав артиллерийского огня, пехота в беспорядке отошла. Танки 134-го полка с 10.00 до 16.00 продолжали вести бой одни.

Целый день 24 января вёл бой с противником и находившийся левее 221-й отдельный танковый полк майора Дьяченко. Во время боя танкисты уничтожили дальнобойное и 50-мм орудия, 2 транспортёра с пушками, штабной автобус, легковую автомашину, до 50 солдат и офицеров противника. 221-й полк потерял подбитыми 2 танка Т-34. Всего за день потери двух советских танковых полков составили 13 танков подбитыми и сгоревшими.

Несмотря на тяжёлый бой, длившийся целый день, 221-му и 134-му танковым полкам не удалось занять Егорлыкскую. Вильгельм Тике в своей книге так описывает бой 24 января: «В 2.00 24 января первый советский танк открыл огонь. Через 45 минут первые шесть танков Т-34 вошли в Егорлыкскую. За ними следовало немного пехоты. По приказу боевое охранение дивизии СС «Викинг» на окраине станицы пропустило их без единого выстрела. Танки прошли в середину станицы. На станичной площади они заняли круговую оборону, которую прикрывала пехота. Немецкие танки штурмбаннфюрера Мюленкампа в засаде ожидали рассвета. Для каждого немецкого танка был назначен свой танк противника, приказания были даны по рации, которые находились в каждом немецком танке. С рассветом батальону полка «Нордланд» дивизии СС «Викинг» удалось подбить несколько советских танков, находившихся в центре станицы. Другие шесть танков двинулись к окраине, чтобы вступить в бой, но это был бег сквозь строй, все танки были подбиты. Всего танковый батальон полка «Нордланд» подбил 13 танков. Некоторые танки, которые были с незначительными повреждениями, фашистские отряды подрывников подорвали».

 

По воспоминаниям жителей станицы, после этих боёв много подбитых и сгоревших танков стояло вокруг станицы и по её улицам. Несколько танков стояло по улице Орджоникидзе, два — в районе механизированного тока, несколько — в районе улиц Гагарина и Орджоникидзе и два — в районе железнодорожной станции Атаман. Это были танки Т-34 и танки американского производства типа М-3л «Стюарт» и М-3с «Ли». Раненых танкистов эсэсовцы взяли в плен и, облив керосином, сожгли заживо. На улице Орджоникидзе геройской смертью погиб командир танка лейтенант Павел Богданов. После зверских пыток, ничего не добившись, его облили бензином и сожгли.

Командование полка, чтобы исправить создавшуюся ситуацию, решило обойти станицу справа и слева, оседлать подходившие к ней дороги и зажать врага со всех сторон. К этому времени к станице вдоль железной дороги со стороны Сальска подошли части 79-й отдельной стрелковой бригады, а с юга, со стороны хутора Будённого — 1-й и 2-й батальоны 52-й отдельной стрелковой бригады.

Три группы танков под командованием начальника штаба 134-го полка майора Ю. Кочеткова и комиссара полка С. Калашникова отправились в обход. Пересекли железную дорогу, затем грунтовую, и в ложбине в 100 м от неё устроили засаду из трёх танков с командованием. Остальные танки пошли дальше в обход, к следующим дорогам. Засада уничтожила появившиеся на грунтовой дороге грузовые машины. Противник разгадал манёвр полка, подтянул артиллерию и танки с направления железнодорожного разъезда и Козловой Балки, отделения Егорлыкского зерносовхоза и хутора Дудукалов и открыл ураганный огонь из тяжёлой артиллерии по советским танкам. Они очутились в огневом кольце. Полк в течение трёхчасового боя отразил восемь танковых атак противника, несмотря на ураганный артиллерийский огонь, удерживая в течение дня отрезанные им коммуникации. Один средний танк из группы был сожжён. Грохот артиллерийского боя и танковых моторов был настолько силен, что жители станицы вынуждены были укрыться в вырытых ещё в 1941 году щелях и подвалах. Пламя горящих танков и чёрный дым заволокли строения, и трудно было различить, где и что горит.

В 15.00 противник, удерживая позиции, для поддержки своих частей вызвал авиацию. 6 тяжёлых бомбардировщиков при поддержке истребителей в течение часа бомбили боевые порядки советских танков. Четыре бомбы были сброшены на комендантский взвод. Не остались незамеченными и три танка у железной дороги. Лётчики вели себя нагло, спускались, чуть ли не до земли, обстреливали советские танки из пулемётов и сбрасывали бомбы. Экипажи вместе с командованием полка укрылись под танками. Но после взрывов первых же бомб у командиров, видимо, началась паника. Трижды орденоносец майор Кочетков бросился бежать в сторону от танка, и осколком разорвавшейся рядом бомбы был убит. Комиссар Калашников тоже хотел убежать в сторону, но лейтенант Дементьев схватил его за шинель и не дал подняться. Танкисты вынесли весь ужас взрывов под танками, когда от бомб содрогалась земля. Пострадал лишь один средний танк, у которого согнуло пушку.

После бомбёжки вплотную к танкам попытался подскочить бронетранспортёр противника с пушкой. Танкисты открыли по нему огонь, но бронетранспортёр сумел уйти. Ко всем дорогам противник подтягивал силы, но встречал отпор советских танков и отходил. До 20.00 полк удерживал свои позиции. Командование 134-м полком принял комиссар С. Калашников. Бойцы-пехотинцы и штрафники из штрафной роты подчинённой 79-й отдельной стрелковой бригаде при поддержке артиллерии также отчаянно бились с противником за железнодорожный вокзал. Бой стих только в ночь на 26 января, когда 2-й батальон «Нордланд» и полк «Вестланд» покинули станицу. Они пошли в обход на село Октябрьское, так как части Красной Армии перерезали главное шоссе на Ростов.

Во время боёв за станицу погибло 25 танкистов группы Титова. Потери 79-й отдельной стрелковой бригады составили 8 чел. убитыми и 18 ранеными Противник потерял до 50 солдат и офицеров. Советские танкисты сожгли 7 автомашин, 4 бронемашины, 5 мотоциклов и 2 танка. В боях отличились экипажи 1-й танковой роты лейтенанта Безгинова, командира взвода лейтенанта Кошелева, командира 3-й роты лейтенанта Кислова, командиров танков лейтенанта Гаврилюка, лейтенанта Сапруна, лейтенанта Шаповалова. Многие танкисты и пехотинцы за освобождение станицы были награждены правительственными наградами. Медалями «За отвагу» сержант Гордей Васильевич Суханов и водитель бронемашины красноармеец Никита Петрович Балабин и многие другие. Бойцы и командиры разных частей Северо-Кавказского и Южного фронтов, танкисты и кавалеристы, автоматчики и артиллеристы — ещё в течение нескольких дней вели бои за освобождение района. Плечом к плечу сражались за Родину русские, украинцы, казахи, туркмены, таджики, грузины, евреи и воины многих других национальностей нашей Родины. Только 28 января Совинформбюро сообщило, что враг окончательно изгнан с Егорлыкской земли, советские войска овладели районным центром станицей Егорлыкской и железнодорожной станцией Атаман. Память о славных освободителях малой родины навсегда останется в сердцах егорлычан.

 

ЦАМО РФ, ф. 3470, оп. 1, д. 166, л. 33.

ЦАМО РФ, ф. 221, оп. 572, 454, д. 1, л. 17.

ЦАМО РФ, ф. 51, оп. 932, д. 357, л. 58.