Ежегодно в Егорлыкском храме проходит панихида по невинно репрессированным казакам. В этом году впервые во время панихиды упоминались конкретные имена наших земляков – всего 47 репрессированных и расстрелянных
В России до 1917 года довольно компактно проживало до шести миллионов казаков. Сразу после революции казачество было объявлено «опорой самодержавия» и «контрреволюционным сословием». Как писал Ленину И. Рейнгольд: «Казаков, по крайней мере, огромную их часть, надо рано или поздно истребить, просто уничтожить физически, но тут нужен огромный такт, величайшая осторожность и заигрывание с казачеством: ни на минуту нельзя забывать, что мы имеем дело с воинственным народом, у которого каждая станица – вооруженный лагерь, каждый хутор – крепость».
Первые карательные акции были организованы сразу после октябрьского переворота. А уж затем это вызвало массовое участие казачества в Белом движении, до этого основная часть всё же пыталась придерживаться нейтралитета. Террор достиг первого пика еще в ходе Гражданской войны – оформившись известной директивой Оргбюро ЦК ВКП (б) 24 января 1919 года. Речь шла о репрессиях против всего казачества. Подписанный Свердловым документ является показательным в оформлении политики советской власти в отношении казачества. Он узаконивал массовый террор против богатых казаков, их поголовное истребление; проведение беспощадного массового террора против казаков, принимавших прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству, согласно директиве, необходимо было применять все те меры, которые бы гарантированно предупредили бы выступление казаков против Советской власти. Кроме этого, следовало конфисковать хлеб, а все излишки должны были быть переданы указанные пункты – это относилось и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам. Следовало уравнять пришлых «иногородних» с казаками в земельном и во всех других отношениях, провести полное разоружение казачества, расстреливая каждого, кто окажет малейшее сопротивление указанным мерам.
Все последующие директивы преследовали ту же цель – уничтожение. Из Директивы Реввоенсовета 8-й армии №1552 от 17 марта 1919 г. «Все казаки должны быть поголовно уничтожены, не останавливаться перед процентным уничтожением населения станиц – сжечь хутора и станицы». Из приказа члена Реввоенсовета 8-й армии И.Э. Якира: «…Ни от одного из комиссаров не было получено сведений о количестве расстрелянных… Полное уничтожение которых является единственной гарантией прочности наших завоеваний…уничтожение всех…, расстрел на месте…и процентное уничтожение мужского населения!»
8 апреля 1919 года Донбюро ЦК РКП(б) принимает решение «о быстром и решительном уничтожении казачества». По одному только приказу № 01726 командующего Кавказской Трудовой Армии А. Медведева на Тереке было истреблено население станицы Кохановской, сожжена станица Калиновская… Из соседних Ермоловской, Романовской, Самашкинской, Михайловской станиц было вывезено на север для принудительных работ 2917 семей (около 11000 человек).
На Дону нет ни одной станицы, где бы не было потерь мужского населения в каждой казачьей семье. Больше всего пострадала станица Атаманская на востоке области, оставшееся население которой не смогло оправиться от нанесенного урона. В настоящее время указанная станица стерта с лица земли. Лагеря для мужчин-казаков создавались в Астраханской губернии.
Геноцид не ограничился одним или двумя годами. Он продолжался на всем протяжении 20-30-х годов. Истреблялись физически и морились голодом оставшиеся в живых казачьи семьи – женщины и дети.
Станицу Егорлыкскую не миновала эта участь. Была фактически уничтожена категория крепких хозяйственников. Казаков убивали без всякого следствия и суда. Запрещалось само слово «казак», ношение формы, лампасов и даже пение казачьих песен. Казаков облагали денежной контрибуцией. За неуплату – расстрел. В трехдневный срок объявлялась сдача оружия, в том числе шашек и кинжалов. За несдачу – расстрел. Карательные отряды отбирали продовольствие и скот, обрекая людей на голодную смерть. Инструкции ЦК ВКП (б) предписывали в случае ухода одного из членов семьи расстреливать всю семью, а в случае ухода одной семьи – расстреливать все семьи, состоящие на учете данного Совета.
В 20-х годах, сразу после окончания событий Гражданской войны, сотни егорлыкских казаков были отправлены за Урал в Пермскую область. Последним пристанищем для многих из них стал г. Кизел Пермской области, где они работали на угледобыче, где репрессии продолжались. Имеются данные о репрессиях и расстрелах, которым подверпглись казаки-егорлычане Белоусов Т.К., Браилов В.М., Волохов Д.Д., Шаповалов И.А., Шаповалов К.А., Шульгин Л.Ф., Карташев Ф.М., Чеботарев С.С., Чеботарев И.С., Чеботарев И.А., Черкесов А.Я., Пучков К.Д., Родимов Н.Г., Волобуев П.Б., Давыдов И.П.,Деменский С.Я., Болдинов А.Н., Болдинов Н.Ф., Колесникова М.И., Безруков Д.К., Безруков В.К., Райков С.В., Боровков В.А., Джуренков В.Е., Беспалов И.А., Беспалов И.Т.,Зубрилин А.Г., Зубрилина А.Д., Орлов Ф.Ф., Харланов П.Г., Пономарев Ф.В., Куричев Ф.Я., Беседин П.П., Букреев Е.А., Ютин Ф.К.(вернулся домой в начале 50-х годов и после реабилитации работал садоводом в Егорлыкском совхозе). Егорлыкские семьи Пустовойтовых, Кононенко, Пишвановых, Кучкиных, Сидоренко были в полном составе вывезены в разные районы севера и Сибири.
Ежегодно в памятную дату в Егорлыкском храме проходит панихида по невинно репрессированным казакам. В этом году 22 января впервые во время панихиды упоминались конкретные имена наших земляков – всего 47 репрессированных и расстрелянных…
Н. Афанасьев, ведущий специалист по молодежной политике, казачеству и связям с общественностью Администрации района