Риск является неотъемлемой частью любого предприятия и мероприятия. Что бы вы ни делали, всегда есть возможность того, что что-то пойдет не так. Особенно актуально это для бизнеса, так как в этой сфере риски существуют в самых разных формах и могут проявляться в самых неожиданных местах и моментах. Именно поэтому существует риск-ориентированный подход, который позволяет максимально эффективно действовать в условиях повышенного риска. Применение РОП при организации государственного контроля (надзора) закреплено ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Основная цель РОП – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек контролируемых лиц и повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).
РОП представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением объекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также установлен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП.
Для реализации РОП в госконтроле (надзоре) применяются следующие категории риска или классы опасности:
Рекомендуемая периодичность проведения плановых проверок
объектов надзора в соответствии с их классами опасности
Класс опасности | Характеристика риска причинения вреда здоровью | Периодичность плановых проверок |
1 класс опасности | Чрезвычайно высокий | Постоянно (не реже 1 раза в полгода) |
2 класс опасности | Высокий | Не реже 1 раза в 2 года, не чаще 1 раза в год |
3 класс опасности | Значительный | Не реже 1 раза в 3 года, не чаще 1 раза в год |
4 класс опасности | Средний | Не чаще 1 раза в 3 года |
5 класс опасности | Умеренный | Не чаще 1 раза в 5 лет |
6 класс опасности | Низкий | Освобождаются от планового контроля |
Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизировать причинение вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок.
Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий невыполнения обязательных требований. Оценка тяжести таких последствий проводится с учетом:
Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.
При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее — органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.
При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.
Критерии выбора приоритетных объектов надзора для планирования.
— Численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, сбросы в водоемы, выбросы в атмосферный воздух, загрязнение почвы).
— Степень «законопослушания» характеризуется количеством выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере ЗПП за 3 года.
— Наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды, обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года.
— Связь объекта с заболеваемостью населения
— Наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия ЮЛ, ИП
— Отсутствие информации о субъекте при наличии потенциальной опасности вида деятельности и (или) значительной численности населения под влиянием деятельности объекта.
Таким образом, применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора является принципиально новым механизмом, кардинально меняющим основные цели и задачи всей контрольно-надзорной деятельности государственных органов исполнительной власти и направлено на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.
Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности
Зам. начальника С.В. Алейникова