Администрация Егорлыкского района

Роспотребнадзор информирует: Риск — ориентированный подход (РОП) в государственной контрольно-надзорной деятельности.


Январь 29, 2019 | Категория записи: Памятки предпринимателям

Риск является неотъемлемой частью любого предприятия и мероприятия. Что бы вы ни делали, всегда есть возможность того, что что-то пойдет не так. Особенно актуально это для бизнеса, так как в этой сфере риски существуют в самых разных формах и могут проявляться в самых неожиданных местах и моментах. Именно поэтому существует риск-ориентированный подход, который позволяет максимально эффективно действовать в условиях повышенного риска. Применение РОП при организации государственного контроля (надзора) закреплено ст. 8.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Основная цель РОП – оптимальное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля (надзора), снижение издержек контролируемых лиц и повышение результативности деятельности органов государственного контроля (надзора).

РОП представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением объекта к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 утверждены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, а также установлен перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением РОП.

Для реализации РОП в госконтроле (надзоре) применяются следующие категории риска или классы опасности:

Рекомендуемая периодичность проведения плановых проверок

объектов надзора в соответствии с их классами опасности

Класс опасности Характеристика риска причинения вреда здоровью Периодичность плановых проверок
1 класс опасности Чрезвычайно высокий Постоянно (не реже 1 раза в полгода)
2 класс опасности Высокий Не реже 1 раза в 2 года, не чаще 1 раза в год
3 класс опасности Значительный Не реже 1 раза в 3 года, не чаще 1 раза в год
4 класс опасности Средний Не чаще 1 раза в 3 года
5 класс опасности Умеренный Не чаще 1 раза в 5 лет
6 класс опасности Низкий Освобождаются от планового контроля

Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизировать причинение вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок.

Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска учитывают тяжесть и вероятность потенциальных негативных последствий невыполнения обязательных требований. Оценка тяжести таких последствий проводится с учетом:

  • возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда;
  • возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев;
  • трудности преодоления возникших негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее — органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

При наличии критериев, позволяющих отнести объект государственного контроля (надзора) к различным категориям риска или классам опасности, подлежат применению критерии, относящие объект государственного контроля (надзора) к более высоким категориям риска или классам опасности.

 

Критерии выбора приоритетных объектов надзора для планирования.

— Численность населения, находящегося под влиянием деятельности объекта надзора (условия труда, выпускаемая продукция, оказываемые услуги, сбросы в водоемы, выбросы в атмосферный воздух, загрязнение почвы).

— Степень «законопослушания» характеризуется количеством выявленных нарушенных пунктов санитарного законодательства и законодательства в сфере ЗПП за 3 года.

— Наличие на объекте неудовлетворительных факторов среды, обитания, подтвержденных лабораторно за 3 года.

— Связь объекта с заболеваемостью населения

— Наличие неоднократных подтвердившихся жалоб на действия ЮЛ, ИП

— Отсутствие информации о субъекте при наличии потенциальной опасности вида деятельности и (или) значительной численности населения под влиянием деятельности объекта.

 

Таким образом, применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора является принципиально новым механизмом, кардинально меняющим основные цели и задачи всей контрольно-надзорной деятельности государственных органов исполнительной власти и направлено на активное использование методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Одновременно внедрение риск-ориентированного подхода позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности

 

 

 Зам. начальника                                                                                     С.В. Алейникова